Подготовка к решению арифметических задач.

Подготовка к решению арифметических задач.

Решение задач – то, с чего обычно начинается математическое образование детей. Дошкольники часто сами проявляют интерес к этому. Однако рекомендуется предлагать простые арифметические задачи только в подготовительной к школе группе. Вместе с тем решение задач не самоцель, а скорее итог всей дошкольной математической подготовки ребенка.
Взрослым иногда кажется, что дошкольники легко справляются с решением задач. Формально, они правы, т.к. нередко дети могут получить правильный ответ простой арифметической задачи в одно действие. Не следует сводить решение задач лишь к элементарной вычислительной деятельности.
Решая задачи, ребенок должен учиться рассуждать, доказывать аргументировать свои действия, должен понять какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что можно сложить, а что нужно можно вычесть. Именно это, часто скрытая в задаче сторона должна стать явной для ребенка.
При решении арифметических задач необходимо наглядно показать детям, что соединяя две группы предметов, можно получить большее число и, наоборот, отделяя от группы какую-то часть предметов, можно получить меньшее число, чем было в начале. Как же донести это до детского понимания?
Безусловно, объяснять нужно на конкретном материале. Для этого подойдет любой счетный материал, игрушки, природный материал, или предметы окружающей обстановки.
Например, показываем ребенку вазу с цветами, берем один цветок и говорим:
Про это можно составить задачу: в вазе было 7 цветов, мама взяла 1 цветок. Сколько осталось в вазе цветов?
В процессе решения задачи дети должны применять то арифметическое действие (сложение или вычитание), которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия и объяснять логику решения задачи.
Сколько было в вазе цветов? – спрашивает взрослый.
Семь, - отвечает ребенок.
Когда мама взяла цветок, их стало больше или меньше?
Меньше.
Какое действие надо произвести; сложение или вычитание?
Вычитание, - отвечает ребенок.
Сколько цветов взяла мама?
Мама взяла один цветок.
Теперь надо решить задачу: определить, сколько цветов осталось в вазе. Для этого нужно число семь уменьшить на 1, или от семи цветов отнять 1 цветок – получиться 6 цветков. Ответ задачи 6 цветков.
Что показывает ответ задачи? - спрашиваем у ребенка
Сколько цветов осталось в вазе.
Используя предметную иллюстрацию, удобнее всего подвести детей к усвоению структуры задачи: вычленить условие, вопрос, отношения между числовыми данными (такие термины, как структура задачи, слагаемое вычитаемое и т.д., покоя детям не дает). Обратить внимание на то, что в задаче всегда должно быть не менее 2-х чисел и вопрос, соответствующий смыслу задачи.
Доказать необходимость данных компонентов можно, умышленно опустив одно из чисел, попросить ребенка решить такую задачу:
В аквариуме плавало 5 рыбок, купили еще несколько рыбок и пустили в аквариум. Сколько рыбок плавает в аквариуме?
Ребенок должен заметить, что в задаче не сказано, сколько пустили в аквариум.
Вот еще несколько примеров задач с неполным условием, с одним из пропущенных чисел:
Бабушка сначала пришила 4 пуговицы, а потом - остальные. Сколько пуговиц пришила бабушка?
Мальчику купили 4 тетради, а потом – еще несколько. Сколько тетрадей стало у мальчика ?
Девочка взяла в библиотеке 5 книг, несколько книг она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?
Дети протирали листья у цветов. Петя протер 4 цветка, Таня протерла остальные. Сколько цветов протерли дети?
Подчеркивая обязательность вопроса, можно сравнить задачу с рассказом. Несмотря на то, что в таком рассказе могут быть два числа, он тем не менее не может стать задачей.
Например:
На клумбе расцвело 7 роз. За ночь распустилось еще 2 розы. Стало очень красиво.
Ранним утром дети вышли на прополку редиски, они дружно принялись за работу. Васина бригада прополола 3 грядки, а Петина 4 грядки. Петина бригада получила вымпел.
Для праздника дети делали елочные игрушки. Маша сделала 5 игрушек. Настя сделала 3 игрушки. Своими поделками дети украсили новогоднюю елку.
Мастер починил сначала 3 стула, а на следующий день еще 4 стула. Он отнес их в группу. Дети поблагодарили мастера
Задачи ли это? Ребенок должен объяснить, что в рассказе нет вопроса, поэтому он не является задачей.
Однако не каждый вопрос годится и для задачи. Надо дать ребенку возможность почувствовать это:
- Из гаража выехало 5 машин, 2 из них по дороге сломались.
Кто будет чинить машины?
- На уборку снега вышли 3 машины, вскоре еще 1 машина присоединилась к ним. Быстро ли они уберут снег?
- Две команды соревновались в беге. В первой команде было 5 человек, а во второй 4 человека. Какая команда победила?
- В кормушку было насыпано пшено для птиц. Сначала прилетело 5 воробьев, а потом 3 синицы. Сколько пшена они склевали?
Столкнувшись с подобными задачами, размышляя над ними, ребенок понимает, что решить их не возможно.
Следует показать ребенку отличие задачи от задачи, в которой есть числа:
Четыре братца под одной крышей живут. Что это такое?
2 кольца, 2 конца, посредине – гвоздик. Что это?
2 братца через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это?
На пяти проводах отдыхает стая птах. Что это?
Не умение ставить вопрос к задаче - наиболее типичная ошибка дошкольников. Поэтому полезен выбор правильного вопроса. Ребенку предлагается задача и к ней несколько вопросов. Он должен проанализировать вопросы и выбрать подходящий к задаче. Например:
В кувшине было пять стаканов малинового киселя. Дети выпили 2 стакана.
1. Сколько стаканов киселя выпили дети?
2. Сколько стаканов киселя осталось?
3. Какой был кисель?
В мебельном магазине стояло 6 диванов, 2 дивана продали.
1. Сколько диванов осталось продать?
2. Сколько диванов еще могут купить?
3 .Сколько диванов было всего?
В группе стояло 5 старых стульев и 2 новых.
1. Сколько старых стульев было в группе?
2. Сколько всего стульев стало в группе?
3. Сколько всего детей можно посадить на эти стулья?
Дежурные поставили на стол 4 глубокие и 2 мелкие тарелки.
Сколько всего тарелок поставили на стол?
Сколько глубоких тарелок должны были поставить на стол?
Сколько детей сидело за столом
В коробке было 10 цветных карандашей, 7 карандашей поточили
1. Сколько карандашей осталось поточить?
2. Сколько карандашей будет, если отточат остальные?
3. Сколько карандашей понадобится детям для рисования?
Таким образом, мы показываем детям, что не каждый вопрос подходит к задаче, а лишь тот который вытекает из ее условия. Вопрос помогает определить, что в задаче интересно и что необходимо узнать. Чаще всего он начинается со слов «Сколько?».
Если ребенок усвоил условия задачи, это означает, что он понял, что известно про что составлена задача, понял, что в каждой задачи должен быть вопрос.
В этом случае он будет внимательнее при анализе задачи, что в значительной степени облегчит ее решение.
Взрослый должен научить ребенка рассуждать, решая задачу, так как при рассуждении раскрывается смысл того действия, которое необходимо произвести с числовыми данными. Анализ содержания задачи, выделение
числовых данных, понимание отношений между ними, а значит и тех действий, которые должны быть совершены, ведут к усвоению способа решения арифметической задачи.
Обращаю внимание на то, что показать логику рассуждения при решении задач лучше всего на примерах с небольшими числами:
- Мальчику купили 4 тетради, а потом еще 1 тетрадь. Сколько тетрадей стало у мальчика?
Приведу пример рассуждений при решении этой задачи с детьми:
- Сколько было у мальчика тетрадей?
- Четыре отвечает ребенок.
- Сколько еще тетрадей ему купили?
Одну тетрадь.
Теперь тетрадей стало у мальчика больше или меньше?
Больше отвечает ребенок.
Если больше то, что надо сделать сложить или вычесть (прибавить или отнять).
Сложить.
Только теперь можно предложить решить эту задачу и сказать, сколько тетрадей стало у мальчика.
К четырем тетрадям прибавить одну тетрадь, - рассуждают дети. – Пять тетрадей стало у мальчика.
Это ответ задачи. От того, насколько правильно поняли дети структуру простой арифметической задачи, научились рассуждать, аргументировать свои действия, доказывать, зависит то, как они будут решать и более сложные типы задач.
Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно. Это поможет детям лучше понять их различие, сознательно выбрать необходимое действие.
При решении задач нужно выбрать числа в приделах 10. В простых задачах на сложение и вычитание вторым слагаемым ( или вычитаемым) сначала должна быть единица. Обучение вычислительным приемам начинается с прибавления или вычитания единицы, что не вызывает у детей затруднений, если они хорошо усвоили количественный состав числа из единицы.
Когда дети овладели хорошо этими приемами, в качестве второго слагаемого или вычитаемого могут быть числа 2 и3.
При решении арифметических задач дети встречаются с большим количеством взаимообратных задач. Наряду с простыми задачами, такими как
- Ученик сделал 4 красных флажка и 3 зеленых. Сколько всего флажков сделал ученик?
Или предлагаются задачи, вытекающие из данной, где требуется найти первое или второе слагаемое. Например:
- Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и четыре красных. Сколько зеленых флажков сделал ученик?
Или
- Ученик сделал 7 флажков из них 3 зеленых и несколько красных.
Сколько красных флажков сделал ученик?
Чтобы помочь детям избежать трудностей при понимании подобных задач, надо научить их рассуждать, анализировать условия, аргументировать выбранные действия при решении разнообразных арифметических задач.
Составьте обратные задачи.
- В большую лодку сели 7 детей, маленькую лодку - 3 ребенка. Сколько детей разместилось в 2 лодках?
10 детей разместились в 2-х лодках: в большую лодку сели 7 детей, а остальные маленькую. Сколько детей село в маленькую лодку?
10 детей разместились в 2-х лодках: несколько детей село в большую лодку, а 3 ребенка сели в маленькую лодку. Сколько детей село в большую лодку?
В 1-ой коробке было 5 карандашей, а во 2-ой коробке 3 карандаша. Сколько карандашей было в 2-х коробках
В 2-х коробках было 8 карандашей: 3 - в 1 ой коробке, а остальные во 2-ой коробке. Сколько карандашей было во 2-ой коробке?
В 2-х коробках было 8 карандашей. Во 2-ой коробке было 5 карандашей. Сколько карандашей было в 1-ой коробке?
В 2-х коробках было 8 карандашей. Сколько карандашей было в 1-ой коробке, если во 2-ой лежало 5 карандашей.
Важно, чтобы задачи, ит. предлагаются детям, были разнообразными
Самое опасное, если дошкольник, получая однотипные задачи, начинает решать их по аналогии, не вдумываясь в содержание, и не анализируя его. Он очень скоро усваивает, что если, что-то дали, кто-то приехал, прилетел и т.д., надо прибавлять, а если наоборот – отнимать. Не научившись объяснять, как получен ответ задачи, ребенок привыкает механически ориентироваться только на слово, побуждающее к действию сложения или вычитания.
Однако очень скоро он может столкнуться с такими задачами, где слово, обозначающее, что надо, что-то складывать не совпадает с тем арифметическим действием, которое надо произвести, чтобы решить задачу. Например:
На дереве сидели птички. После того как прилетела еще 1, их стало 6. Сколько птичек сначала сидели на дереве?
Нередко такого рода задачи могут поставить дошкольников, не подготовленных к их решению, в тупик. Они дают ответ:
Семь птичек, ориентируясь на слово «прилетели» и прибавляя к шести птичкам еще одну.
Потому как умеет ребенок решать такого рода задачи, можно следить об уровне его умственного развития: умеет ли он логически мыслить, рассуждать доказывать правильность ответа. Именно при решении этих задач выявляется то, что называется нормальным усвоением знаний.
Если дети, услышав знакомые слова «прилетели», «прибежали», «приехали» не давая себе труда вдуматься в смысл задачи, начинают складывать те числовые данные, которые имеются в задаче, значит, они не научились рассуждать при решении задачи, рассказывать, каким образом получился именно такой ответ.
Задачи, о которых идет речь, нельзя решать без рассуждений. Предлагая ребенку задачу, подобную приведенной выше, надо его предупредить, что это особенная задача, не такая как всегда, труднее.
Например:
Собираясь идти в школу, девочка купила карандаши, но выйдя из магазина она увидела , что их мало. Пошла и купила еще один карандаш, после чего карандашей стало 5. Сколько карандашей купила девочка в начале?
Задачу надо повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил ее. Потом предложить ему самому пересказать задачу.
Теперь давай вместе рассуждать – предлагает ребенку взрослый
В задаче сказано, сколько карандашей вначале купила девочка?
Нет,-отвечает ребенок.
Правильно это надо узнать это нам не известно. Когда девочка вернулась в магазин и купила еще один карандаш, карандашей у нее стало больше или меньше?
Больше.
Совершенно верно, после покупки карандаша их стало больше: пять. Значит, до покупки этого карандаша их было меньше?
Меньше,- соглашается ребенок.
На сколько меньше?
На один. Это нам известно из условия задачи.
Значит, чтобы узнать, сколько карандашей купила девочка вначале, т.е. сколько карандашей было у нее до покупки еще одного карандаша, надо от 5 карандашей отнять один карандаш.
Теперь предложив ребенку самому узнать, сколько карандашей купила девочка вначале, можно узнать, понял ли он задачу. Если ответ дан правильно:
Четыре карандаша, можно еще раз уточнить, как был получен такой ответ. Ребенок должен сказать, что от пяти карандашей отнял один карандаш получилось 4 карандаша.
Если ребенок не может сразу усвоить логику рассуждений, можно прибегнуть к знакомому способу – предметной иллюстрации задачи и повторить приведенное выше рассуждение, держа в руке, пять карандашей.
Таким образом, путем соответствующего действия с предметами мы иллюстрируем задачу и помогаем представить ту жизненную ситуацию, которая описывалась в ней. И хотя в задаче говориться, что девочка купила еще один карандаш ( со словом «купила» связывается действие сложения), ребенок наглядно видит, что для правильного ответа необходимо произвести действия вычитания.
Обучая детей решению арифметических задач, взрослый рассуждает вместе с ними, затем предлагает самостоятельно поразмышлять. Можно поиграть с ребенком, предложив ему придумать трудную задачу для взрослого. Дети всегда с удовольствием включаются в такую игру, когда они выступают в роли учителя. При этом можно лишний раз убедиться, как ориентируются дети в подобного рода задачах, и поддержать интерес, Необходимо при обучении началам математики.
В процессе формирования элементарных математических представлений важно побудить у дошкольников интерес к математическим знаниям и желание их приобретать.
Это является залогом успешного обучения математике в школе.
































Пример задач в косвенной форме.

Девочки шили куклам платья. Когда их надели на кукол, то увидели, что одного платья не хватило. Они сшили его. Теперь платьев стало пять. Сколько платьев они сшили вначале?
Девочка собирала грибы. В ее корзинке лежали только белые. Вдруг под елкой она увидела 3 подосиновика. Срезав их, девочка пересчитала все собранные грибы. Их стало 10. Сколько было белых грибов?
Кате 5 лет. Она младше своего брата на 1 год. Сколько лет брату?
Красных тюльпанов 8. Их на один больше, чем желтых. Сколько желтых тюльпанов?
В парке 9 голубых скамеек. Их на одну меньше чем белых. Сколько белых скамеек в парке?
Белая курица снесла 2 яйца. Это на одно яйцо меньше, чес снесла черная курица. Сколько яиц снесла черная курица?
Бригада строителей строила дом в 9 этажей. Через 3 месяца осталось построить один этаж. Сколько этажей построено?
На блюде лежали яблоки. Из низ 3 взяли и съели. Осталось на блюде 4 яблока. Сколько яблок было?







Пример задач «больше на », «меньше на»
Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше, чем Таня. Сколько желудей нашла Марина?
Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 1 больше чем Костя. Сколько самолетов нарисовал брат?
Мальчики приготовились делать постройку. Коля принес пять кубиков, а Вася на 2 кубика меньше, чем Коля. Сколько кубиков принес Вася?
В гараже стояло 8 машин. Потом их стало на 1 меньше, Сколько машин стояло в гараже?
На ветке сидело 6 птиц. Через некоторое время их стало на 2 меньше. Сколько птиц стало на ветке?
На поле работало 5 тракторов На следующий день тракторов стало работать на 2 больше. Сколько тракторов работало на следующий день?







Работа с пособием Лысенковый С.Н. «Задача»
Это пособие облегчает понятия «задача» и порядка работы над ней. Оно особенно эффективно в работе с шестилетками.
Пособие представляет собой таблицу с динамическими элементами – съемными карточками.
Полностью записаны слова «задача» и «решение» (черный цвет), опорными знаками - большими буквами даны : условия (У), вопрос (В) и ответ (О) ( последние две буквы В и О – красного цвета). Используются карточки с цифрами и знаками «+», «-», «=», «?».
Основа наглядного пособия отражает тот факт, что задача состоит из условия и вопроса. Первые два больших кармашка (синий и зеленый) предназначены для данных в задачи чисел, а третий (красный) для искомого, обозначаемого знаком «?». Большие кармашки служат опорой при анализе задачи, напоминая детям при необходимости выделить из задачи то, что известно, - условие, и то, что не известно – вопрос. Маленькие кармашки расположенные между большими, используются для записи решения задачи, слово «задача» опорной таблицы прикрывается карточкой «решение»
Остановлюсь подробно на методике работы с опорной таблицей.
Первая задача подбирается специально так, чтобы можно было установить ассоциации по цвету, продемонстрировать числовые данные и описываемые в задачи действия, но сделать скрытым от детей результат. Воспитатель составляет задачу, например: В коробке 3 синих карандаша (воспитатель показывает и прячет в красную коробку) и 2 зеленых (показывает и кладет опять в коробку). Сколько всего карандашей в коробке?
Объяснения нового материал происходит следующим образом: - Давайте повторим задачу и сразу отделим то, что мы знаем, от того что не знаем. В этом нам поможет таблица «задача» (читают вместе задача). Мы знаем, что в коробке было 3 синих карандаша ( показывает карточку с числом 3 и вставляет ее в синее окошко – кармашек таблицы) и 2 зеленых (вставляет карточку с число 2 в зеленое окошко), это известно в задаче, будем говорить - в условии задачи.
Воспитатель показывает букву «У» и повторяет несколько раз с детьми новый для них термин. Затем продолжает:
Повторим вместе условия задачи: - В коробке з синих карандаша и 2 зеленых карандаша.
Воспитатель держит в руках закрытую коробку и по ходу беседы помещает на нее карточку со знаком «?».
Что в задаче спрашивается? Что мы пока не знаем?
Сколько всего карандашей в коробке.
Это вопрос задачи.
В красное окошко вставляется карточка со знаком «?», и таблица приобретает вид:









Воспитатель, указывая на букву «В», повторяет с детьми термин вопрос «вопрос задача»
В задаче всегда о чем-то спрашивается, без вопроса нет задачи.
Подводится итог:
- Итак, задача состоит из условия и вопроса. В условии говорится о данных числах, о том, что известно в задаче, а в вопросе , что не известно.
Одновременно воспитатель проводит указку с одного знака на другой, дети получают зрительное подкрепление тому, что слышат.
Повторите условия задачи и ее вопрос.
В коробке 3 синих карандаша и 2 зеленых карандаша. Сколько всего карандашей в коробке?
У нас получилась задача, которую нужно решить.
На таблице слово «задача» закрывается карточкой со словом «решение».











Умеющий читать ученик читает это «слово», и все остальные повторяют.
Чтобы решить задачу, нужно выполнить действия с числами «3» и «2». Выполните вопрос задачи, он подскажет какое действие нужно выполнить.
Сколько всего карандашей в коробке? Поэтому нужно выполнить действие сложения: к 3 прибавить 2.
Поставим карточки со знаком «+» между числами «3» и «2», затем карточку со знаком «=» и посчитаем, сколько получится, если к 3 прибавить 2 , 3+2=5.
Карточку с числом «5» ставим на знак «?» в красное окошко. Число «5» ответ на вопрос задачи. Оно показывает, что в коробке 5 карандашей. Проверим. Верно, ли мы решили задачу. Посчитаем, сколько карандашей в коробке.
Пять.
Значит, задача решена верно и можно записать ответ.
Чтобы создать у детей наглядный образ того, что получен ответ на вопрос задачи, воспитатель вставляет карточку с буквой «О» в кармашек на
букву «В». Работа над задачей закончена.
Далее дается разъяснение:
-Данные в условии задачи числа мы будем ставить в синее и зеленые окошки. Не обязательно, чтобы предметы, о которых говориться в задаче, были синего и зеленого цвета. Главное мы знаем сколько предметов было сначала, сколько прибавилось ил убавилось. Неизвестное искомое число, о котором сказано в вопросе, будем обозначать знаком вопроса и ставить в красное окошечко.
Таблица «Задача» используется для различных целей:
как опора для актуализации знаний об элементах, задачи при подготовке к ее составлению;
как наборное полотно для записи ее решения;
как опора для обобщения последовательности работы над задачей.
По мере формирования у детей умений, необходимо для решения задачи, воспитатель вводит схему, обобщающую знания о задаче и порядке работы над ней.
условие
задача решение проверка ответ

вопрос Воспитатель разъясняет, как понимать эту схему, сравнивая ее с таблицей « Задача», читает схему сам, дает задание читающим детям прочитать ее поочередно вслух и повторяет со всеми детьми.
Задача состоит из условия и вопроса. Мы должны решить задачу, сделать проверку. Тогда получим ответ на вопрос задачи.
Формируемые с помощью наглядных пособий умения выделять в задачи данные и искомые числа, пересказывать ее условие, ставить вопрос, обосновывать выбор действия для решения задачи, формировать ответ на вопрос и другая - необходима подготовка к ведению более сложных, составных задач.













































«Путаница»
Цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняются местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.


«Какой цифры не стало»
Убираются одна – две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где и какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 5.


«Убираем цифры»
Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числа ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6; перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки о Белоснежке и т.д.
Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.


«Что изменилось?» или
«Исправь ошибку»
Эти игры способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе или доске, рядом ставят цифры. Воспитатель просит играющих закрыть глаза, а сам меняет цифры местами или убирает из какой – либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т.е. изменяют количество предметов в группах.
Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением.

«Чудесный мешочек»
Игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между цифрами.
В чудесном мешочке находится счетный материал, два три вида мелких игрушек. Воспитатель выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколь тот услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке.
Дети сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов.
Выполнение задания проверяют все вместе.


«Разложи по порядку»
На столе перед ребенком выкладывают произвольные числовые карточки от 1 до 10. Ребенку предлагают разложить карточки по порядку. В зависимости от имеющихся знаний он раскладывает в ряд либо все карточки, либо те на которых изображены знакомые ему числа. Таким образом педагог может выяснить, какие числа ребенок еще не знает, и познакомить его с этими числами на последующих индивидуальных занятиях.
Когда карточки со знакомыми ребенку числами, разложены в ряд, он получает набор цифр первого десятка.(цифры даются тоже в беспорядке) Ему предлагают положить под каждой карточкой цифру, которая показывает сколько кружков на карточке.
Игра может быть повторена несколько раз, по мере того как ребенок будет узнавать новые числа и цифры, которыми они обозначаются. Таким образом ребенок будет усваивать числовой ряд не формально, а с
опорой на числовой материал.


«Какой цифры не стало»
Игра проводится тогда, когда дети хорошо усвоили порядок натурального ряда чисел. Перед ребенком выкладывается цифр от 0 до 9. Затем его просят закрыть глаза и перепутывают цифры. Открыв глаза, ребенок определяет все ли цифры на месте, наводит порядок в ряду. В зависимости от уровня подготовленности ребенка педагог может давать задания легкие и трудные. Так можно убрать одну цифру
Какой цифры не стало?
Можно убрать несколько, можно перепутать цифры, не убирая не одной (поменять местами две или несколько цифр).


«Сколько?»
На доске закрепляется 6-8 карточек с разным количеством предметов. Воспитатель говорит: «Сейчас я загадаю загадку, тот кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру.
Слушаете загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице».
Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4.
Вместо загадок можно давать описание предметов. Например; «это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пить молоко, и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитаете сколько.


«Считай – не ошибись»
В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задание повторяться много раз, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

ЗАДАЧА



















3

2

?

В

У

РЕШЕНИЕ

3

+

2

=

5

У

О



15