Методическая разработка практического занятия по русскому языку Что за прелесть эти приставки!
Методическая разработка
практического занятия по русскому языку
Тема:
«Что за прелесть эти приставки!»
Технологическая карта занятия
№
п/п
Этапы занятия
Время
Действия преподавателя
Действия студентов
Средства и виды практического
обучения
1.
Оргмомент.
Мотивация: создать рабочую обстановку, сконцентрировать внимание.
2
Приветствие. Проверка присутствующих, готовность к занятию. Отмечает внешний вид студентов, санитарное состояние аудитории.
Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, сообщают об отсутствующих, о готовности студентов приступить к занятию.
Беседа.
2.
Контроль знаний.
а) словарный диктант по теме «Правописание согласных» с взаимопроверкой. Приложение № 1.
Мотивация: выявить степень усвоения материала по теме предыдущего урока.
5
Диктует слова с орфограммами. Предлагает студентам прокомментировать ответы товарищей. Делает вывод о степени усвоения темы. Оценивает ответы.
Записывают слова под диктовку. Меняются работами, проверяют по эталону, оценивают согласно критериям, сдают преподавателю.
Подбор слов с орфограммами. Эталоны и критерии выводятся на мультимедийный проектор. Приложение 1.
3.
Сообщение темы, целей и задач, требований ГОС.
3
Сообщает тему, цели, требования к уровню знаний и умений студентов по данной теме.
Записывают тему, осмысливают задачи, цели, требования ГОС.
Беседа.
4.
Блок информации по теме.
а) вступительное слово о приставках. Приложение 2.
Мотивация: показать значимость данной темы, вспомнить имеющиеся знания о данной морфеме.
б) словообразовательная разминка (вычленение приставок). Приложение 3.
Мотивация: активизировать мыслительную деятельность путем подбора однокоренных слов и выделения приставок.
в) слово учителя о неизменяемых и неизменяемых на письме приставках, сопровождаемое презентацией.
г) практическая работа в группах (с использованием словарей)
д) работа с группами слов.
Мотивация: дать возможность студентам самим прийти к нужному решению, развивая тем самым наблюдательность и логическое мышление.
е) работа с учебником в тетрадях и на доске.
Мотивация: создание условий для воспитания творческой активности и самостоятельности
ж) слово учителя о правописании иноязычных приставок.
Мотивация: расширение словарного запаса студентов, межпредметные связи (медицинские предметы, латинский язык)
5
5
3
7
15
5
10
Рассказывает о функциях и видах приставок.
Контролирует процесс выделения приставок, вносит поправки, направляет.
Рассказывает о различных видах приставок, настраивает на предстоящую работу.
Раздает задания, объясняет ход работы.
Предлагает определить правила написания и значения слов с приставками, объединенных в группы.
Дает упражнение, контролирует процесс выполнения, поясняет, оценивает.
Дает блок информации о написании и, ы после приставок на согласный и иноязычных приставках. Дает значение некоторых медицинских терминов.
Вспоминают вместе с преподавателем, внимательно слушают.
Каждый по цепочке вслух объясняет ход своих мыслей, выделяет приставку в заданном слове. Отвечают на вопросы преподавателя, приводят примеры.
Внимательно выслушивают, вспоминают ранее изученный материал.
Ищут в толковых словарях и словарях паронимов значение паронимов, выписывают в тетради, затем зачитывают остальным группам
Внимательно оценивают группы слов, делают соответствующие выводы, ведут записи по основным вопросам темы. Активизируют свои ранее полученные знания, расширяют, углубляют их. Отвечают на вопросы преподавателя, приводят примеры.
Выполняют упражнение в тетрадях, оценивают работу студента, работающего у доски.
Слушают, делают записи, задают вопросы.
Приложение 2.
Упражнение-беседа. Приложение 3.
Презентация, содержащая схемы и объяснения.
Работа в группах.
Приложение 9.
Эвристический метод. Приложение 4, 5, 6, 7.
Работа с учебником с дальнейшей проверкой.
Беседа. Приложение 8.
5.
Закрепление материала. Тестовые задания с использование опорных конспектов.
10
Раздает опорные конспекты и листочки с заданиями, объясняет ход работы.
Используя опорные конспекты, выполняют тестовые задания. Высчитывают количество правильных ответов согласно эталону.
Самостоятельная работа (тесты). Самопроверка. Приложение 10.
6.
Подведение итогов.
5
Слушает ответы студентов, корректирует. Оценивает результаты работы. Благодарит за работу.
Студенты отчитываются в проделанной работе, обращают внимание на замечания преподавателя и студентов, соглашаются или доказывают правомерность своей точки зрения.
Выработка умений доказательно излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения.
7.
Домашнее задание.
5
Найти значение медицинских терминов, содержащих иноязычные приставки (антибиотики, антикоагулянты, антидоты, асептика, аритмия, регенерация, ремиссия, дисфагия, дистрофия, полиартрит. Параграф 27, 28, упражнение 178.
Дает методические рекомендации по выполнению домашнего задания.
Записывают задание, методические рекомендации по выполнению.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Приложение 11 .
Тема:
Правописание приставок.
Форма проведения:
практическое занятие
Метод:
поисковый, информационно-развивающий
Учебная цель:
повторение и систематизация ранее полученных знаний
Развивающая цель:
создание условий для развития у студентов наблюдательности, развитие логического мышления, используя приемы сравнения и сопоставления, активизация мыслительной деятельности студентов, пополнение словарного запаса студентов путем развития памяти и внимания.
Воспитательная цель:
воспитание у студентов любви и уважения к родному языку, создание условий для воспитания творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
закрепить полученные ранее знания о приставках;
определить значение некоторых иноязычных приставок в медицинской терминологии;
научить студентов правильному написанию слов с иноязычными приставками.
Межпредметные связи:
общемедицинские и клинические дисциплины, русский язык и культура речи, латинский язык, иностранные языки
Оборудование и оформление:
мультимедийный проектор, опорные конспекты, словари, стенд
Требования ГОС:
Студент должен знать:
- правила написания приставок;
- отличительные признаки написания приставок пре- и при-.;
- употребление разделительных ъ и ь после приставок.
Студент должен уметь:
- уметь отличать значения слов с приставками пре- и при-
- правильно писать приставки в словах.
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Контроль знаний
Словарный диктант с самопроверкой по теме «Правописание согласных». Приложение № 1.
3. Сообщение темы, целей и задач
Тема:
Правописание приставок.
Задачи:
выяснить, на какие группы делятся приставки в русском языке, сформировать умение правильно писать слова с приставками, различать значения приставок.
4. Блок информации.
а) вступительное слово о приставках. Приложение 2.
б) словообразовательная разминка (вычленение приставок). Приложение 3.
в) слово учителя о видах и значениях приставок;
г) практическая работа в группах (по словарям);
д) работа с группами слов;
е) работа с учебником;
ж) слово учителя о правописании иноязычных приставок.
5. Подведение итогов, анализ, оценка знаний.
6. Домашнее задание.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Приложение 11.
Приложение 1.
просьба
сердце
окрестность
ужасный
лестница
ровесник
сверстник
опасность
праздничный
чувствовать
завистливый
громко свистнуть
бессрочный
можжевельник
поссорить
сожжение
галерея
аттестат
драма
поддержать
Критерии оценок:
0 ошибок – 5 баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3-5 ошибок – 3 балла
6 и более ошибок – 2 балла
Приложение 2.
В данном словарном диктанте вам встретились слова с приставками: бессрочный, поссорить, поддержать. Несколько уроков мы с вами посвятили орфографическим нормам русского языка. Сегодня мы продолжим работу над орфографическими правилами, касающимися написания приставок.
Тема сегодняшнего урока – «Правописание приставок». Ранее вы неоднократно обращались к этой теме, но она требует периодического повторения, так как с приставками мы сталкиваемся каждый день на протяжении всей нашей жизни, и каждый образованный человек должен уметь правильно их употреблять и писать. Поэтому наша задача - выяснить, на какие группы делятся приставки в русском языке, определить правила их правописания.
Как вы знаете, приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Например, бежать – прибежать, выбежать, перебежать, добежать, отбежать, забежать, взбежать.
Сначала давайте проверим, умеете ли вы находить в словах приставки (каждый выделяет в словах приставку по очереди, слайд № 4).
В русском языке существует 3 типа приставок (слайд № 5):
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Это знакомые с детства приставки на-, над-, под-, за-, в- и многие другие (слайд № 6). В соответствии с морфологическим принципом русского правописания согласные и гласные в этих приставках пишутся одинаково, не отражая изменения произношения. Например, сбить, вперед, доставить, представить.
Обратите внимание, что в русском языке есть приставки про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: приставка пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник" (прародина; прадедушка). Про- образует существительные и прилагательные со значением «сторонник кого-нибудь или чего-нибудь, действующий в чьих-то интересах», «существующий вместо кого- или чего-нибудь» (слайд № 7).
Правописание приставок в русском языке может вызвать трудности, потому что они часто произносятся нечетко. Это связано, во-первых, с безударными гласными в приставках.
1. Существуют приставки раз- (рас-), роз- (рос-). Давайте попробуем выяснить, от чего зависит их правописание (слайд № 8) Вывод: под ударением в приставках пишется буква О, без ударения – А (слайд № 9).
2. Приставки на з-, с- (слайд № 10) : раз - рас, из – ис, воз- вос, низ – нис, через - черес, без – бес. Попробуйте определить, почему некоторые из них пишутмя с буквой «С», а другие – с «З» (Слайд № 11). Вывод: пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (слайд № 12). Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными, она неизменяемая. Запомнить: здесь, здание, здоровье, не видно ни зги (в них – часть корня). (Слайд № 13, 14).
Памятка о глухих согласных (слайд № 15).
А теперь послушайте шуточные четверостишия, в которых скрывается данное правило написания приставок (Приложение № 4, слайд № 16)
Алгоритм действий при выборе написания нужной буквы в данных приставках (слайд № 17).
Упражнение на закрепление правописания приставок на з-, с-. Приложение 5. (слайд 18)
3. Приставки пре- и при- (слайд № 19).
Предлагаю определить значение приставки пре- (слайд № 20)
Вывод (слайд № 21) Приставка пре- пишется:
1) когда она придает словам значение предельной степени, полноты действия, качества, превосходящего какую-либо меру: превозносить, превосходить, превышать, преисполниться, преувеличить, преуспевать, превосходный, прехорошенький, премилый, премило, преуспевший и др.;
2) когда имеет значение «через», «по-иному» (близкое к значению приставки пере-): преградить (перегородить), превратить, прекратить, прекословить (ср.: перечить - разг.), предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать) и др.
Памятки в стихах (слайд № 22-23) Приложение 6.
Теперь определим значения приставки при-. (слайд № 24, 26).
Вывод и памятки в стихах (слайд № 25, 27). Приложение 7.
Приставка при- придает словам следующие значения:
1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, пришкольный, приусадебный и др.;
2) прибавления, приближения, присоединения: пригнать, привести, привязать, примерзнуть, приклониться (к чему-либо), придавить (прижать к чему-либо) и др.;
3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить (чуть-чуть опустить), припустить (чуть-чуть добавить), приутихнуть и др.;
4) доведения действия до конца, до определенного результата: прикончить, придавить (лишить жизни - разг.), приглушить (заглушить совсем), приручить, приучить, прирезать и др.;
5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться и др.;
6) сопутствующего действия, признака: припевать, прижизненный, присвистывать, пританцовывать и т.п.
Работа с учебником. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Упр. 121
4. Гласные и - ы после приставок (слайд № 29, 30)
После всех русских приставок, оканчивающихся на согласную (кроме приставок меж- и сверх-), вместо буквы и в начале корня пишется ы (в соответствии с произношением): играть - подыграть, разыграть, розыгрыш; идти - предыдущий; индеветь - обындеветь; итог - подытожить; июнь - предыюньский; инвентарь -безынвентарный; интеллигент - обынтеллигентиться (происхождение корня - русский или иноязычный - при этом не учитывается).
Исключение: слово взимать (вз + др.-русск. имать - «брать») в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). Но: изымать, подымать
После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, трайс- гласная и сохраняется: дезинформация, контригра, постимпрессионизм (но: предымпрессионизм), паниранский, субинспектор и др.
!!!Обратите внимание на написание слов постинфарктный и предынфарктный, с которыми вы неоднократно встретитесь при изучении медицинских предметов!!!
Правило о переходе и в ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова: госинспекция, спортинвентарь.
Значения иноязычных приставок можно посмотреть на стенде. Приложение 8.
Многие иноязычные приставки вы встречаете при изучении иностранных языков (фр. des - придает значение отсутствия, отмены, устранения чего-либо: дезактивация - удаление радиоактивных веществ, дезинфекция), а с некоторыми встретитесь на уроках латинского языка на 2 курсе (лат. dis - придает значение нарушения, разделения, расстройства, утраты: дизартрия - «расстройство речи», диспозиция –«расположение», дислокация - «размещение» и т.п.). Иноязычные приставки: дез-, диз-, дис- - не зависят от качества следующего согласного (звонкого или глухого); дез-, диз- пишутся перед гласной корня или перед ъ, а дис- - перед согласной: дезинфекция, дезориентация, дезодорант, дизартрия, дизъюнкция; дисгармония, дисквалификация, дискредитировать и др.
5. После приставок, оканчивающихся на согласную перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твердый знак (безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, инъекция и др.) (Слайд № 31.)
Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), оргединица, а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, типа пол-юрты, пол-ядра.
Приложение 3.
Найти в данных словах приставки
Повар, занавес, проскакать, перепродавать, подобрать, походка, подушка, запрокинуть, надорваться, проповедовать, насмешка, оборвать, раздобыть, сопровождать, разодетый, предназначение, расстелить
Приложение 4.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить
Приложение 5.
Задание: Вставьте пропущенные буквы:
беконечный
ра.чёт
ра...морозить раторгнуть
ра...бить
ра..тянуть
во...высить
бе...страшный бе...шумный
расыпал
ижарить
мерный
черечур
бе..вкусный
Эталон:
бесконечный
расчёт
разморозить расторгнуть
разбить
растянуть
возвысить
бесстрашный бесшумный
рассыпал
изжарить
чрезмерный
чересчур
безвкусный
Приложение 6.
Если похоже на слово «очень», пишется пре-.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»-
Пре- мы напишем при этом.
Два слова пишутся вопреки этому правилу:
ПРИСКОРБНЫЙ – «очень скорбный» (горький, печальный)
ПРИЧУДЛИВЫЙ – «очень чудный, затейливый»
2. Пре- пишется, если по значению похоже на пере-
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похоже пере- и пре-.
Писать только пре- там надо.
Запомните слова, в которых трудно объяснить значение приставки:
ПРЕЗРЕНИЕ
ПРЕСЛЕДОВАТЬ
ПРЕНЕБРЕЧЬ
ПРЕОДОЛЕТЬ
ПРЕПЯТСТВИЕ
Приложение 7.
1. Приставка при- придает значения приближения, присоединения, прибавления.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело -
Пишем мы при, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
2. Приставка при- придает значение пространственной близости, смежности:
3. Значение неполноты действия:
Язык прикусил - не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит.
Помни - что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
Приложение 8.
Иноязычные приставки:
А-/ан- – лат. a-/an «отрицание, отсутствие какого-либо качества»: аморальный, алогичный;
Анти- лат. anti «против»: антинаучный, антихудожественный, антимиры;
Архи – «высшая степень признака»: архиважный, архимиллионер;
Гипер- лат. hyper «превышение нормы»: гипертония, гиперфункция;
Гипо- лат. hypo «понижение против нормы»: гипотония, гипотрофия, гипофункция;
Инфра- соответствует русскому под: инфразвук, инфракрасный;
Де- (перед согласными), дез- (перед гласными) – лат. de «отмена, удаление чего-либо»: демонтаж, демобилизация, деквалификация, дезинфекция;
Дис- (перед согласными), диз- (перед гласными и ъ) – лат. dis «нарушение, расстройство»: дисгармония, дисквалификация, дисфункция, дискомфорт;
Интер – соответствует русскому между: интернациональный, интерлингвистика;
Контр- соответствует русскому против: контрагент, контратака, контрмарш ( в слове контр-адмирал контр не имеет значения приставки и по аналогии с вице-адмиралом пишется через дефис);
Ре- лат. re «возобновление, повторность действия»: репродукция, реинфекция;
Про- «быть сторонником, действовать в чьих-либо интересах»: проимпериалистический; «вместо кого- или чего-либо»: проректор;
Пост- соответствует русскому после: постимпрессионизм, поствулканические процессы;
Прото- «исходный, высший, старший, главный»: прототип, протозоология;
Суб- лат. sub соответствует русскому под: субтропики, субинспектор;
Супер- соответствует русскому сверху, над: суперобложка, «главный, высшего качества»: суперфосфат, суперавиация;
Транс- лат. trans «движение через какое-либо пространство»: транссибирская железная дорога;
Ультра- соответствует русскому далее, более, сверх: ультрамодный, ультрасовременный;
Экстра- соответствует русскому вне, сверх: экстраординарный;
Пан- «относящийся ко всему, охватывающий все»: панславянский, панамериканский.
Приложение 9.
Двойные согласные пишутся на стыке корня и приставки, если приставка оканчивается, а корень начинается той же буквой: беззаветный, бесследный, бесспорный, бессонный, рассердить, расставить, иззубрить, иссушить и т.п. При написании подобных слов необходимо обращать внимание на значение слов: разные приставки у слов поддать («подбросить вверх ударом снизу, ударить кого-либо») и подать («дать, поднести»); такие же приставки (под- и по-) у глаголов поддаться («уступить воздействию чего-, кого-либо, не оказать сопротивления») и податься («сдвинуться с места, переместиться в каком-либо направлении, отправиться куда-либо»).
Написание слов типа оббегать и обегать, оббить и обить правомерно с одной и двумя согласными.
Работа в группах.
Задание: найти в словарях лексическое значение паронимов, отличающихся приставками:
поступок – проступок
охватить – обхватить
опечатки – отпечатки
укутать – окутать
одеть – надеть
одернуть – отдернуть
обсудить – осудить
подержанный - поддержанный
Смешение паронимов относится к лексическим ошибкам русского литературного языка, о которых мы будем говорить подробнее на русском языке и культуре речи (2 курс)
Приложение 10
Выполнить задания, используя опорные конспекты (каждому на парту)
1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...увеличивать, продолеть, пр...града
2) бедарно, бепристрастный, рашифровать
3) одалённый, натреснутый, на...пиленный
4) измать, дезнформация, отграться
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пригрыватель, нед...ступный, прродина
2) под...емник; пред...экзаменационный,
об...емный
3) прбежище, пр...ступник, пр...образились
4) во...препятствовать, бе...трепетный,
бе...чувственный
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та ж е буква?
1) в ...дании театра, не...доровый вид,
бе...жизненный
2) прсутствовать, пр...сечь, пр...ступление
3) спортнвентарь, контр...гра, без...звестный
4) в..южный, с...ёмка, от...явленный
7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) под...скать, небез...звестный,
меж...нститутский
2) пред...ставить, пр...дедушка, п...строить
3) пр...вратить, пр...ступить к занятиям,
пр...образить
4) ра...четливый, бе...перспективный,
ему не...добровать
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) продолевать, прлежание, прберечь
2) с...митировать, без...мянный, с...грать
3) нера...четливый, ра...плескать, бе...дельник
4) об...ективный, под...ем, интер...ер
8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) распрдажа, нед...стижимый, пр.. .бабушка
2) меж.нститутский, без...мянный, из...скать
3) пр...рвать заседание, пр...ступить закон,
пр...образиться
4) во...главить, во... никнуть, бе...чувственный
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) грузопод...ёмность, из...явить, в...юга
2) переи...дание, во...главил, ра...четливый
3) пррвать, пр...ступить закон, пробразиться
4) чере...чур, бе...жалостный, ра...мешать
9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) из...бразить, от...гнать, пр...дедушка
2) вз...мать налоги, без...дейность, раз...скать
3) пр...грозить, пр...вратник, пр...дать суду
4) в ...дании театра, не...доровый вид,
бе...жизненный
5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) и...подлобья, ра...мечтался, ражаловать
2) на пр..еме, прнебрегать, пр...о6ладание
3) меж...нститутский, без...мянный, из...скать
4) киносемка, разяренный, суб...ективный
10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) роз...ск, без...мянный, с...митировать
2) пред...пределять, п...ддержка, н...дкусить
3) пр...грозить, прступить закон,
пр...образиться
4) ра...четливость, бе...вкусный, ему
недобровать
Эталоны:
1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) преувеличивать, преодолеть, преграда
2) бездарно, беспристрастный; расшифровать
3) отдалённый, надтреснутый, надпиленный
4) изымать, дезинформация, отыграться
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) проигрыватель, недоступный, прародина
2) подъемник; предэкзаменационный,
объемный
3) прибежище, преступник, преобразились
4) воспрепятствовать, бестрепетный,
бесчувственный
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та ж е буква?
1) в здании театра, нездоровый вид,
безжизненный
2) присутствовать, пресечь, преступление
3) спортинвентарь, контригра, безызвестный
4) вьюжный, съёмка, отъявленный
7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) подыскать, небезызвестный,
межинститутский
2) предоставить, прадедушка, построить
3) превратить, приступить к занятиям,
преобразить
4) расчетливый, бесперспективный,
ему несдобровать
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) преодолевать, прилежание, приберечь
2) сымитировать, безымянный, сыграть
3) нерасчетливый, расплескать, бездельник
4) объективный, подъем, интерьер
8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) распродажа, недостижимый, прабабушка
2) межинститутский, безымянный, изыскать
3) прервать заседание, преступить закон,
преобразиться
4) возглавить, возникнуть, бесчувственный
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) грузоподъёмность, изъявить, вьюга
2) переиздание, возглавил, расчетливый
3) прервать, преступить закон, преобразиться
4) чересчур, безжалостный, размешать
9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) изобразить, отогнать, прадедушка
2) взимать налоги, безыдейность, разыскать
3) пригрозить, привратник, придать суду
4) в здании театра, нездоровый вид,
безжизненный
5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) исподлобья, размечтался, разжаловать
2) на приеме, пренебрегать, прео6ладание
3) межинститутский, безымянный, изыскать
4) киносъемка, разъяренный, субъективный
10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) розыск, безымянный, сымитировать
2) предопределять, поддержка, надкусить
3) пригрозить, преступить закон,
преобразиться
4) расчетливость, безвкусный,
ему несдобровать
1 – 1
2 – 1
3 – 2
4 – 3
5 – 4
6 – 4
7 – 4
8 – 3
9 – 4
10 – 1
Критерии оценок:
0 ошибок – 5 баллов
1 – 2 ошибки – 4 балла
3 – 4 ошибки – 3 балла
5 и более ошибок – выучить правила
Приложение 11
Методические рекомендации
Найти значение медицинских терминов, содержащих иноязычные приставки:
Антибиотики
Антикоагулянты
Антидоты
Асептика
Аритмия
Регенерация
Ремиссия
Дисфагия
Дистрофия
Полиартрит
Литература: Ривкин В. Л. «Медицинский толковый словарь», М.: Медпрактика, 2002., «Пропедевтика клинических дисциплин»/под ред. А. Н. Шишкина. М.: Академия, 2006., Фотикова И. В. «Терминологический словарь», 1996.
Толкование медицинских приставок есть на стенде.
Приложение 12
Знаете ли вы, что
Слова конгресс, конденсация, конкретный, концентрировать, концерт, контакт и др. образованы с помощью латинских словообразовательных элементов. В этих словах кон- приставка, обозначающая сближение, соединение (соответствующая русской приставке с-, со-).
Разновидностью этой приставки является ком-, встречающаяся в словах комбинат (объединение промышленных , предприятий, в котором продукты одного предприятия служат сырьем для другого), комбинезон (рабочий костюм, сочетание куртки и брюк), коммуна (община, объединение равноправных лиц), комплект (собрание, набор нужных предметов), композиция (составление целого игу частей) и пр.
Зная это, вы не напишете в первом слоге указанных слов букву а.
Многие заимствованные или новообразованные слова русского языка содержат латинскую или французскую приставку ре-, которая обозначает «обратно, назад, снова» Например: акция по-латыни действие; реакция ответное действие; ревизия «пересмотр», проверка; резонанс «ответный звук», отзвук; реконструкция перестройка; репетиция повторение, т. е. пробное выступление, подготовка; репродукция воспроизведение; реставрация восстановление и т. п.
Как вам известно, приставка о- (об-) может обозначать распространение действия вокруг предмета. Отсюда опенки грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня; опушка меховая обшивка по краям одежды или край леса, обрамленный (как бы опушенный) деревьями. Само слово обрамленный значит: вставленный в раму или окруженный чем-либо, словно рамой. Таким же образом произошло и слово основа от глагола сновать.
Приставка о- обозначает также наличие ошибки, промаха в действии. По этому типу образовались слова ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень плох, сравни: сплоховать совершить ошибку, промах).
Эта же приставка о- обозначает и частицу какого-либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия: осколок отколовшаяся часть (корень скал; сравни укр. скалка осколок стекла, щепка), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи), окурок и т. п.
Слово ошеломить первоначально обозначало ударить мечом по шелому, т. е. шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться. Впоследствии это слово стало употребляться в переносном смысле: «потрясти, крайне удивить, озадачить» человека каким-либо известием, происшествием.
Таким же образом произошло и слово опешить, которое вначале имело смысл «сделать пешим», Воин-всадник в тяжелых доспехах чувствовал себя пешим беспомощно. Отсюда опешить «растеряться от неожиданности, прийти в замешательство».
Всем известно слово опростоволоситься. В глубокую древность ходить с непокрытой головой считалось позором. Шапки не снимались ни в комнатах, ни в церкви. Не было для человека большего позора, когда с него в людном месте срывали шапку. Между прочим, поэтому в шапку, как наиболее безопасное место, гонцы зашивали царские указы и грамоты. Отсюда опростоволоситься (т. е. оказаться с непокрытыми волосами) значит опозориться, осрамиться, сказаться в неудобном положении.
Приложение 13
КРОССВОРД
1.
14.
2.
15.
3.
16.
4.
17.
5.
18.
6.
раз –
рас –
19.
7.
20.
8.
21.
9.
22.
10.
23.
11.
24.
12.
25.
13.
26.
1. Движение с целью набрать скорость.
2. Место раздвоения железнодорожного пути.
3. Сбор сведений о противнике.
4. Слишком свободный, фамильярный в поведении.
5. Разделить линиями на графы.
6. Разногласия, споры.
7. Раздвоение (ствола дерева, дороги и т. п.).
8. Расставание, жизнь вдали от близких.
9. Беспорядочный, небрежный в делах человек.
10. Освобождение от груза.
11. Беседа.
12. Полное поражение противника.
13. Часть текста, выделенная заглавием, номером и т. п.
14. Соленая вода для засолки овощей.
15. Молодые растения, выращенные для пересадки.
16. Здравый смысл, способность правильно мыслить.
17. Продление срока уплаты, разрешение на уплату по частям.
18. Невнимательный, постоянно забывающий или путающий что-либо.
19. Время перед восходом солнца.
20. Вид казни, лишения жизни.
21. Быстро разрубить чем-либо острым.
22. Снять седло с оседланного животного.
23. Питомник.
24. Посылка каких-либо предметов, документов, писем в разные места.
25. Небольшое художественное произведение в прозе.
26. Затрата, издержки (противоположные к доходу).
Основная литература:
Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2006. – 2006. – 448 с.
Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. – М.: ЮНИК инк, 1998. – 336 с.
Малюшкин А. Б., Иконницкая Л. Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 994 стр.
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Рус. Яз., 1984. – 352 с., ил.
Граник Г., Бондаренко С., Концевая Л.А.. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
Дополнительная литература:
1. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2009. – 286 с.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615