Доклад на тему «Применение элементов трехуровневой педагогической технологии Ж.А.Караева на уроках математики»


«Применение элементов трехуровневой педагогической технологии Ж.А.Караева на уроках математики»

Кусанова Д.Д
Алматинская область, г.Талдыкорган
КГУ «СШ №6 им.А.С.Макаренко с дошкольным
мини-центром»
учитель математики

Дифференцированное обучение на уроках математики является одной из актуальной проблемой современной школы. Всем нам известно,что дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.
Современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику. Основными отличительными чертами являются:
Гарантия 100 % достижения целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном уровне;
Диагностичная постановка целей обучения и объективная оценка результатов обучения;
Наличие проекта учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого ученика;
Целостность дидактического процесса.
Организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет нам обеспечить содержательную индивидуализацию обучения.
При уровневой дифференциации усвоения для организации процесса обучения разрабатываются уровневые задания для закрепления полученных знаний, для самостоятельной и контрольной работы, для постановки домашнего задания по каждой теме, соответственно требованиям уровней (таблица № 1). Ученический уровень представляет обязательный минимум, а остальные уровни - возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу ученика. Таким образом, организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет организовать «все углубляющее движение» мышления вокруг объекта мышления, и тем самым обеспечивать содержательную индивидуализацию обучения, покрывать не только уровень актуального развития обучаемого, но и зону его ближайшего развития. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития, причем траектория развития устремлена от низшего уровня, к высшему.
Методика Караева Ж.А. эффективна при проведении самостоятельных работ по математике, при закреплении изученного материала, при постановке домашнего задания. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик, не смотря на свои способности, начинает свою деятельность с выполнения заданий обязательного (ученического) уровня. Это обеспечивает для всех получение опорных знаний и самое главное - гарантированное выполнение обязательного уровня для всех. Как правило, первый раз преодолев обязательный уровень, ученик стремится дальше, у него появляется мотив, уверенность в самом себе. Каждый из них обязан выполнить задания первого уровня, и имеет полное право выполнять задания высших уровней, развивая тем самым свои способности и повышая постепенно свои знания от уровня к уровню.

К ЗАДАНИЯМ ПЕРВОГО УЧЕНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОТНОСЯТСЯ:
Задания на припоминание и актуализацию уже имеющихся, усвоенных и новых знаний без их видоизменения. Это задания, решаемые аналогичным путем.

К ЗАДАНИЯМ ВТОРОГО АЛГОРИТМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОТНОСЯТСЯ:
Это аналогичные задания, но требующие при их решении преобразование полученных знаний. Задания на внимание, имеющие познавательное значение.


К ЗАДАНИЯМ ТРЕТЬЕГО ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОТНОСЯТСЯ:
Задания познавательно-поискового типа, в процессе выполнения которых учащиеся вместе с совершенствованием и углублением ранее усвоенных знаний, приобретают еще и новые знания (задания на самостоятельное составление примеров).

К ЗАДАНИЯМ ЧЕТВЕРТОГО ТВОРЧЕСКОГО УРОВНЯ ОТНОСЯТСЯ:
Задания, которые составляются таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на богатство понятий и связей, а так же способов действий, накопленных в ученическом и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное в той или иной мере выражающее их индивидуальные склонности. Т.е. это задания на выявление и оценивание уровня сформированности компетенции учащихся.

ВЫВОД:
Рациональное и систематическое использование учителем разноуровневых заданий положительно влияет на целостность дидактического процесса, активизацию познавательной деятельности учащихся, на осознанность, прочность, глубину усвоенных знаний. Переходя от уровня к уровню, ученик приобретает чувство уверенности, активности, самостоятельности. Разноуровневые задания являются не столько способом проверки знаний, сколько инструментом диагностики, которая позволяет определить «проблемную зону» и построить соответствующую коррекционную работу.
Применение разноуровневых заданий в системе обеспечивает повышение качества знаний по предмету.

По результатам первой четверти 2009-2010 и по результатам следующих 2010-2011, 2011-2012 учебных годов мною составлены таблицы уровневой дифференциации обучения и усвоения качества знаний по математике учащимися одного класса - 5 «А» - 2009-2010 уч.г., , 6 «А» - 2010-2011 уч.г. , 7 «А» класса - 2011-2012 уч.г. В данный момент эти дети уже стоят на пороге новой жизни – будущие выпускники. Готовятся к сдаче ЕНТ, многие из тех детей , которые были в среднем звене после окончания основной школы поступили в колледжи.
Т.е . по представленным ниже таблицам можно увидеть как помогает уровневая дифференцация и как изменились фамилии учащихся на каждом уровне. На сегодняшний день на І ученическом этапе остаются еще 3 ученика, с которыми я продолжаю работать. Веду с ними индивидуальные занятия, ребята получают на дом задания по своим возможностям. / Приложение 1, приложение 2 /


























Приложение 1
5 «А» КЛАСС

I УРОВЕНЬ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ)
II УРОВЕНЬ
(АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ)
III УРОВЕНЬ
(ЭВРИСТИЧЕСКИЙ)
IV УРОВЕНЬ
(ТВОРЧЕСКИЙ)

Манзорова Т.
Вали Ш.
Кабдрашитов И.


Куттыкбаев А.
Болатхан М.
Сейтбекова А.


Байдукенова Р.
Муратханов А.
Абайбеков Д.


Маралбаева Н.
Алтаев А.



Керейбаева Д.
Кабимолда А.



Молдагазиев А.
Баянбаев Б.



Когамов А.




Сатыбалдинов А.





6 «А» КЛАСС
I УРОВЕНЬ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ)
II УРОВЕНЬ
(АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ)
III УРОВЕНЬ
(ЭВРИСТИЧЕСКИЙ)
IV УРОВЕНЬ
(ТВОРЧЕСКИЙ)

Куттыкбаев А.
Манзорова Т.
Абайбеков Д.
Кабдрашитов И.

Молдагазиев А.
Байдукенова Р.
Вали Ш.
Сейтбекова А.

Когамов А.
Маралбаева Н.
Кобдыкова А


Сатыбалдинов А.
Керейбаева Д.
Кабимолда А.



Болатхан М.




Муратханaлы А.




Алтаев А.












Приложение 2
7 «А» КЛАСС

I УРОВЕНЬ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ)
II УРОВЕНЬ
(АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ)
III УРОВЕНЬ
(ЭВРИСТИЧЕСКИЙ)
IV УРОВЕНЬ
(ТВОРЧЕСКИЙ)

Куттыкбаев А.
Муратханaлы А.
Вали Ш.
Сейтбекова А.

Молдагазиев А.
Манзорова Т.
Кабимолда А.
Кобдыкова А.

Когамов А.
Байдукенова Р.
Алтаев А.
Абайбеков Д.


Маралбаева Н.
Болатхан М.



Керейбаева Д.
Баянбаев Б.



Сатыбалдинов А.




11 «А» КЛАСС

I УРОВЕНЬ
(УЧЕНИЧЕСКИЙ)
II УРОВЕНЬ
(АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ)
III УРОВЕНЬ
(ЭВРИСТИЧЕСКИЙ)
IV УРОВЕНЬ
(ТВОРЧЕСКИЙ)

Куттыкбаев А.
Муратханaлы А.
Есболганова Д.
Вали Ш.

Сатыбалдинов А.
Манзорова Т.
Кабимолда А.
Кобдыкова А.

Когамов А.

АйтуCан Б.
Еркінaлы М.



Болатхан М.













ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ С УРОВНЯМИ АКТИВНОСТИ, УМЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ (ПО КАРАЕВУ)


Уровень
Мотив
Актив
Умения
Качества знаний

IV
ТВОРЧЕСКИЙ
Потребность в познавательной деятельности
Творческий
Творческие
правильность
полнота
действенность
осознанность
системность
прочность

III
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
Устоивый интерес
Эвристический
Частично-поисковые







II
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ
Ситуативный
Интерпретирующий
Репродуктивные(умения в измененной ситуации)







I
УЧЕНИЧЕСКИЙ
Индифферентность
Воспроизводящий
репродуктивные




























15