Эссе Я — учитель
Конкурсное задание Логиновой Веры Викторовны учителя географии МБОУ Сосьвинская средняя общеобразовательная школа.
Эссе на тему «Я – учитель»
Счастлив тот, кого судьба привела к тому,
к чему предназначила его природа. Счастлив
он сам и счастливо через него человечество. А. Дистерверг
Я учитель сельской школы. Живя в селе, я никогда не задавалась вопросом: «Кем быть?» Я с детства знала, что буду учителем. В сельской местности есть особое значение. Школа в селе остаётся островком нравственности, духовности, источником культуры, поиска и приобретения. Любовь к родной природе, увлечение путешествиями определили мой выбор поступления в Курганский Университет на факультет естественных наук. Профессия учителя привлекла меня своей гуманностью и благородством. Чтобы стать педагогом, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Быть учителем значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией, человеком, постоянно стремящимся к контакту с учениками, а это у меня есть.
Отношения между педагогом и учеником никогда не бывают равными - сказываются возрастные различия, разный жизненный опыт. Но в одном отношении равенство между ними обязательно – в степени искренности. Ребёнок ищет в учителе старшего друга и наставника.
Очень точно и метко о учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не все хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Следовательно, - это и труд и призвание. Современный учитель – это мастер своего дела, настоящий профессионал. Стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию наполняет мою жизнь смыслом. При этом профессиональный рост учителя невозможен без самокритики, способности учиться на неудачах, а также на умении ставить новые цели.
Я люблю свою профессию, всегда стремлюсь к новым горизонтам, и главное получаю от работы удовольствие, значит, я счастливый учитель. Только учитель, счастливый в своей профессии, может научить и воспитать счастливого ученика. Ведь самое горячее желание родителей – видеть своего ребёнка счастливым. Поэтому на своих уроках я всегда создаю доброжелательную атмосферу, чтобы каждому ученику было уютно. Мне нравится, когда дети на моих уроках улыбаются, когда они не боятся творить, допускать ошибки, тогда, по моему мнению, они развиваются.
Главной своей задачей считаю – научить получать новые знания через деятельность, изобретения и открытия, а также общение и сотрудничество. Здесь не обойтись без личного примера. Существует множество способов сделать уроки интересными, но все они, на мой взгляд, должны быть подчинены одной цели: научить ребёнка верить в себя, верить в свои возможности. Своим примером пытаюсь показать ученикам, что нужно всегда двигаться вперёд, не нужно бояться делать ошибки, надо учиться извлекать из них опыт.
«Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний, до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение» - эти мудрые слова легли в основу моей педагогической деятельности. Быть учителем географии – это огромная возможность открыть детям глаза на красоту окружающего мира, общаться с ним, думать, сопереживать, любить красоту природы, находя в этом радость и удовлетворение. Я прошу своих учеников взглянуть в окно и увидеть мир, в котором они живут. У каждого он свой. Один может увидеть в окне только кусочек синего неба и берёзку, а другой откроет для себя все стороны этого удивительного мира, в котором живёт, все краски жизни. Выбирая простор, мы открываем перед собой множество дорог, и только наблюдая весь пейзаж, открывающийся нашему взору, мы начинаем понимать, чувствовать, осознавать целостную картину и гармонию мира: его океаны и моря, реки и ледники, леса и горы. А природа родного края… Вы только представьте её девственную чистоту, а затем человека с его потребностями и конечные последствия. Поэтому на своих уроках я учу детей не только как использовать природу, её богатства, но и ценить её, охранять и беречь.
Учебный процесс моих уроков носит деятельностной характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности. Поэтому моя задача как учителя – предметника – способствовать развитию познавательной активности учащихся, решать мировоззренческие, нравственные, коммуникабельные проблемы, причём на основе собственного социального опыта.
Миссия учителя - воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей, - «сеять разумное, вечное, доброе». Учитель может и должен развивать личностные качества учеников в нужных для общества направлениях. Направлять их жизненную энергию по нужной траектории, которая приведет к развитию личности и профессиональной компетентности. Вооружить инструментами, которые помогли бы ученику найти свое место в этом сложном мире и ответственно относиться к тому, что делаешь. Помочь осознать ученику, чем он профессиональнее, компетентнее и грамотнее, тем и общество, в котором он находится, будет прогрессивнее. Мой предмет такой многогранный, в нём природа, люди, политика и экономика переплелись вместе. География является одним из источников обогащения знаний учащихся о родном крае, воспитание любви и уважения к тем местам, где родился и вырос, помогает уяснить неразрывную связь и единство малой родины с жизнью всей страны, почувствовать свою причастность ко всей России.
Анализирую прошедшие годы и понимаю: профессию я выбрала верно. Как не сомневалась ни на секунду, кем мне стать в жизни, так и сейчас не сомневаюсь, что выбрала правильную дорогу. Меняется время, поколения, взгляды людей. Но профессия учителя вечна. Дети приходят, становятся взрослыми, уходят. А педагог остается. Его фигура никогда не померкнет в сердцах людей. Как хорошо, что я УЧИТЕЛЬ!
«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг