Семинар-практикум «Уроки общения родителей с ребёнком»


Н.Н. Пиньжакова, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №46 «Золотой ключик»,
г. Соликамск, Пермский край
Семинар-практикум
«Уроки общения родителей с ребёнком»
Цель: показать значимость гармоничного личностного развития ребёнка через общение с близкими взрослыми.
Ожидаемый результат: приобретение навыков общения с ребенком.
Ход семинара-практикума
Приветствие: «Я ..., мне нравится …»
Участники по очереди заканчивают предложенную фразу: называют своё имя и рассказывают о своём любимом занятии, деле, хобби.
Вступительное слово
Ведущий: «Тема нашей встречи «Уроки …» Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика эта потребность в детстве. Для ребёнка, его контакты с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его психического здоровья и развития. И первыми взрослыми, которые должны научить ребёнка общаться, являются родители. Наблюдая за своими родителями, общаясь с ними, ребёнок познаёт окружающий мир и мир человеческих взаимоотношений. А можете ли Вы ответить умеете ли Вы правильно общаться со своим ребенком. Продолжите «Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать...» и т. д.
Ведущий: Общение с ребенком - эго взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения - образ Я, самооценка.
Упражнение: «Диалог».
Участники делятся на пары (можно предложить парные картинки: родители вытягивают картинку и ищут такую же у другого участника) Один родитель выбирает роль ребёнка, другой – родителя. Ребёнок встаёт на корточки и берёт «родителя» за руку, участники смотрят друг на друга, улыбаются («Привет, чем сегодня занимался? …). Затем разыгрывается другая ситуация: родитель сердится, ругает ребенка. После этого участники меняются ролями.
После выполнения упражнения, участники анализируют своё состояние: «Как себя чувствовали, когда были в роли ребёнка?»
Ведущий: «Наиболее эффективной позицией при общении является позиция, «глаза в глаза» - партнёры по общению равны. Поэтому при взаимодействии с ребёнком старайтесь смотреть ему в глаза».
Знакомство с техникой «Я - сообщения»
Ведущий: «Формированию взаимопонимания между родителем и ребенком, снижению напряжения способствует техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном.
В повседневном общении мы очень часто пользуемся т. н. «Ты – сообщениями» (ведущий обращается к родителям, а потом спрашивает об их ощущениях: «Ты должен», «Ты не поговоришь», «Тебе не интересно»), т. е. мы обвиняем и критикуем собеседника. Как вы думайте, как поведут себя люди, какие эмоции они будут испытывать? В ответ на «Ты-сообщения», люди начинают обижаться, защищаться, дерзить.
Есть ещё одна форма – это «Я – сообщение». Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне не нравится», «Я бы не хотела» и т. п.
«Я-сообщение» - является эффективным способом влияния на собеседника, сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у родителя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.
«Я-сообщение» состоит из четырех частей. Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что…»; «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». Здесь нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства.
Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую беспомощность, раздражение, боль, огорчение» и т.д.).
В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партер по общению может изменить свое поведение.
Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Следует избегать ошибки, начав фразу с «Я – сообщения», не заканчивать её «Ты – сообщением»: «Мне не нравится, что ты такая неряха».
Можно использовать безличные предложения, неопределённые местоимения, обобщающие слова: «Меня раздражает, когда дети меня не слушают».
Упражнение «Обратимся к собеседнику»
Участники разбиваются на 4 группы по цвету кружочков, наклеенных на спинки стульев. Задача каждой группы преобразовать предложенные предложения из «Ты – сообщения» в «Я – сообщение»:
«Ты опять не убрал за собой игрушки!»
«Ты вообще можешь что-то сделать сам?!»
«Когда тебя о чём – то попросишь, то приходится ждать три года».
«Ты никогда меня не слушаешь».
Упражнение: «Прятки»
Выбираются 2 участника и 1 наблюдатель. Их задача, найти спрятанную игрушку.
Они могут задавать вопросы, ответы на которые будут подсказками.
Но одного участника мы всячески ругаем, говорим, что ничего не получится, не поддерживаем его.
Второго участника – подбадриваем, поддерживаем.
После выполненного упражнения участники анализируют своё состояние: «Что я чувствовал?», а наблюдатель рассказывает об их реакциях, поведении.
Ведущий: «Чем чаще родители раздражаются на ребёнка: одёргивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: «Меня не любят». Тон важнее слов и если он резкий, сердитый, то вывод один: «Меня не любят».
Когда вы поддерживаете, подбадриваете ребёнка, когда сообщаете ему, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший, вы удовлетворяете одну из самых важных человеческих потребностей – потребностей в любви». Упражнение: «Какой он – мой ребёнок».
Родитель обводит контур руки, пишет имя своего ребёнка. Затем родителю предлагается расшифровать буквы; назвать качества характера, положительные характеристики, начинающиеся на данную букву. После выполнения упражнения желающие родители демонстрируют свою работу.
Рефлексия
Каждый участник заканчивает предложенную фразу:
- Я поняла, что …... –
- Общение с ребёнком – это …. –