Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»


Название разработки: Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Форма проведения: Мастерские построения знаний и творческого письма.
Объяснительная записка
Педагогическая мастерская – одна из актуальных технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Она требует от учителя перехода на позиции партнерства с учащимися, на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Для проведения уроков развития речи педагогическая мастерская подходит идеально. Методическая разработка включает в себя две разновидности творческих мастерских: построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи» и творческого письма «Проба пера». Она может быть полезна творчески работающему учителю, молодому специалисту для проведения в 5,6 классах.
В современное время актуален вопрос о здоровьесберегающих технологиях, именно поэтому тематика сочинения-рассуждения направлена на формирование навыков здорового образа жизни учащихся.
Тип: мастерская совершенствования умений и навыков.
Методическая цель: раскрытие опыта использования актуальной технологии личностно – ориентированного и развивающего обучения в практике учителя-словесника.
Цели образования:
1.Совершенствовать умения и навыки учащихся о построении текста-рассуждения;
2. Воспитывать культуру здорового образа жизни;
3. Подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему, развивать речь учащихся.
Оборудование, оформление: рабочие материалы, ленты для «говорящей стены», презентация, «входные смайлики», классическая музыка «Одинокий пастух» Энио Морриконе, видеоролик «Талант».Методические советы на подготовительный период: распределить роли консультанта - орфографа, консультанта – языковеда, на входе в аудиторию раздача «входных смайликов».
Сценарный план:
I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»
1. «Индукция»/ «наведение»
2. «Самоинструкция»
3. «Социоконструкция»
4. «Социализация»
5. «Афиширование»
6. «Разрыв»
7. «Рефлексия»
8. Минутка релаксации/ возможен перерыв
II Мастерская творческого письма «Проба пера»
1. «Индукция»/ «наведение»
2. «Самоинструкция»
3. «Социоконструкция»
4. «Социализация»
5. «Афиширование»
6. Минутка релаксации
7.«Разрыв»
8. Творческая работа учащихся
9. «Рефлексия»
Ход открытого занятия:
I Мастерская построения знаний «Сочинение-рассуждение как тип речи»
- Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, можете присесть…
1. «Индукция»/ «наведение»
- В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.
- И сегодня мы побываем в двух мастерских. Прочитаем тему…/ Слайд 1/
- Как вы понимаете тему первой мастерской?
/ Вспомним структуру сочинения-рассуждения, вспомним фразы при построении тезиса, аргументов, вывода./
- Действительно, мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.
2. «Самоинструкция»
- Запишите число, тему мастерской.
- Что мы делаем?/подчеркиваем орфограммы/ Комментируем…
- На какой вопрос отвечает тип речи - рассуждение?
/Почему?/
- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение?
/Тезис, аргументы, вывод /
- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, аргументы, вывод?
/ Приложение 1 /
3. «Социоконструкция»
- Послушайте запись сочинения-рассуждения и обсудите в группах:
1 группа: В чём убеждён автор?
2 группа: Какие аргументы приводит автор? Веские ли они?
3 группа: Как автор делает вывод?
4. «Социализация»
/Прослушивание, ответы после работы в группе/
5. «Афиширование»
/ Слайд 2/
- Попытаемся рассмотреть еще одно сочинение-рассуждение. Внимание на слайд…
- Какая фраза используется при построении ТЕЗИСА?
- Какие вводные слова используются при построении АРГУМЕНТОВ?
- Какой переход использует автор, чтобы сделать ВЫВОД?
- Чем по содержанию отличается тезис от вывода?
6 «Разрыв»
- Вспомним слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Внимание на экран…
/ Слайд 3, рассматривается таблица «Средства частей рассуждения» /
7 «Рефлексия»
[Этапы работы мастерской / Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76 ]- Первая мастерская заканчивает свою работу. А теперь выскажите свои мысли и чувства со слов: я вспомнил…я понял…я буду писать…мне понравилось…
Я надеюсь, что каждый вспомнил, как строить сочинение-рассуждение.
/Минутка релаксации под классическую музыку/ возможен перерыв
II Мастерская творческого письма «Проба пера»
- И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера»
/ Слайд 4/
«Индукция»/ «наведение»
- Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?
/Оттолкнитесь в своем ответе от значения слова «перо»/ Мы будем учиться доказывать. Убедительно отстаивать свою точку зрения
/ Я с вами полностью согласна, венцом мастерской должно стать созданное вами сочинение - рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?»
- А теперь прослушаем ваши слова-ассоциации…
[Методика «говорящих стен» / Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика)]- О каких двух главных понятиях идёт речь?
2. «Самоинструкция»
- Необходимо подобрать эпитеты к словам:
________________образ жизни
________________здоровье
________________спорт
________________бассейн
________________гимнастика________________досуг
- Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет? /Приложение 1/
- Попросим о помощи консультанта – орфографа.
- Запишите вид работы: словарно-орфографическая работа. Перенесите рабочие материалы в тетрадь.
«Социоконструкция»
- Обратимся к печатным материалам /Приложение 2/. Прочитаем…
- Какова тема текста?
- Какой тип речи?
- Как вы это поняли?
4. «Социализация»
- А теперь попытаемся создать маленький шедевр командой на тему «Нужно ли заниматься спортом?», используя средства связи частей, материалы словарно-орфографической работы и «говорящие стены». Лидер команды ведет запись.
I гр. Построит тезис
/прямой ответ на вопрос/
II гр. Обсудите и постройте аргументы в пользу спорта
/3 разных доказательства/
III гр. Постройте вывод /не забудьте отличие от тезиса/
«Афиширование»
/ответы после работы в группе/
/Минутка релаксации/
«Разрыв»/под классическую музыку
- Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».
- Но послушайте рекомендации языковедов в шуточном стихотворении и ответьте: О чем они нам напоминают?
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет в небе голубом.
Еще люблю, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
[Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006]/ Предупреждают, чтобы мы не допустили тавтологию./
- Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду./ Приложение1/
7. Творческая работа учащихся
/Слайд 5/
Приступим к собственному творческому письму/10мин./ Запишите вид работы и тему сочинения-рассуждения. /Звучит музыка/
- Работа окончена. Заслушаем несколько работ.
8. Рефлексия
- Выскажите свои чувства, мысли…
- Я надеюсь, что в скором будущем спорт для вас станет самовыражением.
- Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.
/Видеоролик «Талант»/
Методические советы организаторам и постановщикам:
Мастерские построения знаний и творческого письма лучше проводить в кабинете русского языка и литературы. Пути создания эмоционального настроя: звучание классической музыки, раздача «входных смайликов» для психологического настроя учащихся, улыбка педагога.
Методические советы на период ближайшего последействия:
Наиболее рациональным подведением итога считаю проведение конкурса сочинений-миниатюр и анализ работ на следующем уроке русского языка. Для закрепления полученного результата периодически проводить мастерские построения знаний и творческого письма, включать в уроки творческие задания.
Список литературы:
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009 г. с.36;
Музиянова Л.А. Творческие мастерские. М.: Русский язык в школе, 2003 г. с.76;
Школьная риторика. 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред.Т.А.Ладыженской. М.:ООО «Баласс», ООО «С-инфо»; 2006. с.103;
Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / Под редакцией Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.с.57,159 – (Здоровьесберегающая педагогика);
Региональная программа «ОЗОЖ», рекомендованная министерством образования Саратовской области»;
http //festival.1 september.ru
Классическая музыка «Одинокий пастух» Энио МорриконеВидеоролик «Талант»
Автор разработки: Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Вольска Саратовской области»
Приложение 1
Памятка «Комментарии консультанта-языковеда»
Тезис - это мысль, выказанная на определенную тему.
Аргументы – доказательства, в подтверждение тезиса.
Вывод – вытекающие мысли из сочинения, понятие шире, чем тезис.
Эпитет (от греческого – приложение) – это слово, в основном, прилагательное, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности.Тавтология – повтор одного и того же слова в ближайших предложениях, использование похожих слов, которые ничего не прибавляют к сказанному, только портят впечатление от речи.
Приложение 2
СПОРТ-ЭТО ЗДОРОВО
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт это развлечение, равного которому нет.
Я думаю, что без спорта нельзя.
Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то жизнь была бы скучной.
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать здоровым, сильным, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
Приложение 2
Материалы для «говорящих стен»
Быть здоровым, спортивным становится престижным.
С помощью спорта мы делаем своё здоровье сами.
Спорт для меня – это способ самовыражения.
Будешь заниматься спортом – будешь красивым.