Советы родителям Как организовать занятие дома


Возрастные особенности детей 5-6 лет
Развитие личности
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Как мы уже отмечали, у ребенка развивается представление о себе, благодаря этому у он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Дети 5—6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) В играх действия детей становятся весьма разнообразными. Большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности.
Развитие психических процессов
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Может ли ваш ребёнок?
— Расставлять от 6 до 8 картинок в правильной последовательности.— Запоминать 5-6 предметов, содержание сюжетного рисунка.— Находить пару каждому предмету; объяснять, какая между ними связь.— Находить закономерность в расположении предметов.— Решать простые логические задачи и из трёх предметов выбирать нужный.— Находить признаки сходства и отличия между двумя предметами и рисунками.— Находить среди предметов лишний, объяснять свой выбор.— Различать и правильно называть все цвета и оттенки.— Различать явления природы. Правильно определять последовательность времён года (знать месяцы), порядок дней недели; части суток. Понимать значение слов «позавчера», «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра».— Считать единицами, двойками, тройками до 10.— Расставлять числа в правильной последовательности. Находить пропущенное число.— Узнавать цифры.— Раскладывать числа на меньшие составляющие (например,6 на 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1).— Различать понятия: «количество», «число», «цифра».— Сравнивать количество предметов.— Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте, толщине).— Уравнивать количество предметов в группе.— Правильно использовать в речи порядковые числительные.— Решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание.— Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вправо, влево, посередине, между, вверху, внизу, спереди, сзади).— Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела (куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).— Называть предметы окружающей обстановки, действия людей и животных.— Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «мебель», «рабочие инструменты», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда», «музыкальные инструменты» и т.д.).— Правильно ставить существительные в форму единственного и множественного числа.— Находить предмет по описанию (мороженое — «холодное, белое, сладкое»), самостоятельно составлять описание предмета.— Подбирать слова близкие и противоположные по значению (мелкий -глубокий).— Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т.д.).— Определять материал, из которого сделан предмет : резиновый, пластмассовый, деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.— Знать, какие бывают профессии; названия праздников.— Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.— Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок,; отгадывать загадки.— Составлять по картинке связный рассказ из 6-7 предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.— Пересказывать содержание услышанной сказки; употреблять в речи простые и сложные предложения.— Придумывать окончание к рассказу.— Выделять заданный звук в слове; понимать, чем отличается буква от звука (звук — это то, что мы слышим, а знаки, которыми мы обозначаем звуки на письме, называются буквами).— Правильно называть звуки и буквы; определять количество слогов в слове, ударный слог.— Читать предложения и небольшие тексты; понимать смысл прочитанного.— Пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами.— Проводить линии разной длины и направления; рисовать простые предметы, окружности; штриховать фигурки; копировать рисунки и надписи; обводить клеточки по образцу и под диктовку (графический диктант); раскрашивать.— Писать печатные буквы; выполнять задания в прописях.
Ответить на вопросы:
— Как зовут ребенка (фамилия, имя)?— Сколько ему лет?— Когда день рождения (число, месяц)?— Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество)?— Домашний адрес (город, улица, дом, квартира)?— Как называется наша планета?— Наша страна?— Столица нашего государства?
Ваша задача:
- Не паниковать.— Не торопить ребёнка.— Учитывать настроение, самочувствие, желание ребенка.— Это-возраст игры, поэтому некоторые понятия, которые тяжело даются вашему ребёнку, давайте через игровые упражнения, через образы, близкие и доступные вашему ребенку.— <<Познавайте>> с ребенком, когда гуляйте, готовите, убирайте. Вокруг нас прекрасный <<дидактический>> материал.
 
Главное, что у вас есть желание подготовить своего ребёнка, быть рядом с ним в трудные и непонятные для него мгновения его жизни.