Конспект урока по русскому языку «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Морфологический разбор имен прилагательных». ФГОС








Тема «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Морфологический разбор имен прилагательных»

































Цели: развивать умение определять падеж имен прилагательных женского рода; учить правильно писать окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Формируемые УУД: п.- самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнения, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. –нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей.

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
-Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна Васильевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.
Здороваются. Садятся.

II. Проверка д.з



III. Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
-Дети, давайте прочитаем хором запись на доске: Течет речка, печет печка,
Печет печка, течет речка. - Какой это жанр устного народного творчества?
- Правильно. Запишите скороговорку себе в тетрадь.
- Как надо читать скороговорки?
- Прочитайте скороговорку еще раз про себя.
- Прочитаем скороговорку вместе медленно.
- Прочитаем скороговорку быстро.
-Найдите в скороговорке имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
Кто желает у доски найти и подчеркнуть существительные?
Как подчеркиваются имена существительные?

- Что объединяет эти слова?
Открывают тетради, записывают число.




- Скороговорка.

Записывают скороговорку в тетрадь
- Быстро, четко.


(Дети читают скороговорку несколько раз)


- Кто, что?

Один ребенок у доски находит и подчеркивает имена существительные, остальные – в тетради.

(сущ-е, жен.р., ед.ч.)




IV. Самоопределение к деятельности
- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Просклоняйте словосочетание холодная речка. Что такое склонение?
И.п. ЕСТЬ (кто, что) холодная речка;
Р.п. НЕТ (кого, чего) холодной речки;
Д.п. ДАТЬ (кому, чему) холодной речке;
В.п. ВИЖУ (кого, что) холодную речку;
Т.п. ДОВОЛЕН (кем, чем) холодной речкой;
П.п. ДУМАТЬ (о ком, о чем) о холодной речке.
- В какие падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?
- Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
(Печка: большая, горячая, кирпичная и тд. Речка: быстрая, холодная, глубокая). - Какой, какая, какое, какие.


- Это изменение по падежам.












- в родительном, дательном, творительном, предложном.

- склонять имена прилагательные женского рода в единственном числе.

V. Работа по теме урока. Работа по учебнику
-Откройте учебник на странице 33. Найдите упражнение 68. Давайте прочитаем задание к упражнению хором.
Начнем выполнение упражнения вместе, затем вы его выполните самостоятельно.
- Прочитаем первое предложение. Над (широкая степь) хищный коршун вьется.
- Как написать словосочетание в скобочках в нужном падеже?
- Как будет звучать предложение правильно?

Запись учителем на доске, детьми – в тетради.

- Какое еще дается задание к упражнению? Найдите красную точку после упражнения.

- Найдите в этом предложении прилагательное.
Помним, что имя прилагательное имеет такой же падеж, что и имя существительное, с которым оно стоит.
- Зададим к слову падежный вопрос. Над чем? Над степью. Какой падеж имеет вопрос ЧЕМ?
- Правильно. Подписываем над словом «широкой» Т.п.
Дальше выполняете упражнение самостоятельно. Если появятся вопросы – поднимите руку. Я подойду.
Дети читают в полголоса задание.









- задать вопрос (Над чем?)
- Над широкой степью хищный коршун вьется.




- Определите падеж имен прилагательных и выделите их окончания.

- Широкой.






- Творительный.




Самостоятельное выполнение.

VI. Физминутка
Двигательная физминтука «Бом-бом». Выполнение упражнений под музыку со слайдов.


VII. Продолжение работы по теме урока









Домашнее задание
Продолжаем работу. Рассмотрите схему в упражнении 68.
- Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания?
Вывод: окончание ОЙ имеют имена прилагательное мужского рода в именительном и винительном падежах и имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Хорошо, продолжаем работу. Прочитайте задание к упражнению 70.
Прочитаем словосочетания, вставляя пропущенные окончания.
Какие словосочетания выделены?

- Что обозначает «почтовый вагон»?



- Что означает «беспокойный характер?»
-Ребята, это упражнение будет вашим домашним заданием. Нужно будет списать словосочетания, вставить нужные окончания и определить падеж имен прилагательных.
- Сейчас выполним морфологический разбор словосочетания «Почтовый вагон».
Обратите внимание, что слово «вагон»-словарное, его написание нужно запомнить.
Почтовый вагон.
1. (Какой?) почтовый – прил.
2. Н.Ф. (какой) почтовый.
3. В ед.ч., м.р., Т.п.
4. Вагон (какой?) почтовый – определение.














Читают хором в полголоса.




- почтовый вагон, беспокойный характер.
- Железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений.
- Заботливый, неугомонный, хлопотливый.







Дети выполняют разбор с учителем.

VIII. Подведение итогов урока
Ребята, вы сегодня молодцы, выполнили много заданий. Давайте скажем, чему вы научились сегодня на уроке?

В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?


- Научились правильно писать окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.
- Родительном, дательном, творительном, предложном.

VIX. Рефлексия
Ребята, у каждого из вас на парте лежат яблочки трех цветов. Прикрепите на дерево яблочко зеленого цвета, если вы сегодня старались и выполнили все задания; желтого – если старались, но кое-что не поняли; красное – если не старались на уроке и ничего не поняли. Спасибо вам за работу на уроке, всего доброго.
Прикрепляют яблочко выбранного цвета на дерево.










МАОУ «МСОШ№20» Е.В.Меркурьева



15