Памятка воспитателю Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»



ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ


ЭКСТРЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
ПРИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ







Подготовила: воспитатель
Кретинина Алла Ивановна





И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину ребёнка «Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе сглазу на глаз показать исчтину;
не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему;
предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.



Настаивая на полном подчинении ( то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, то и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условия воспитания «неконтролируемой агрессии» у ребёнка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
















Правила экстренного вмешательства, позволяющие в конфликтной ситуации обеспечить позитивное решение конфликта

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
полное игнорирование реакции ребёнка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
выражение понимания чувств ребёнка («Конечно, тебе обидно»);
переключение внимания, предложение какого-либо задания «Помоги мне, пожалуйста, накрыть столы, разложить карандаши, расставить стулья, убрать игрушки и т.д.»);
позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети не редко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребёнок проявляет гнев в допустимых приделах и в полнее объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности
Проводить чёткую границу между поступкам и личностью позволяет техника объективного описания поведения. после того как ребёнок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он себя вёл во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребёнка, можно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребёнка возникает чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребёнком обратной связи.
Для этого используются следующие приёмы:
-констатация факта («ты ведёшь себя агрессивно»);
-констатирующий вопрос («ты злишься?»);
-раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня разозлить?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
-обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда меня громко ты кричишь»;
-аппеляция к правилам («мы же с тобой договорились»).




Контроль над собственным негативом
Родителям и специалистам надо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребёнок демонстрирует агрессивное поведение , это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребёнка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует , как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого , сталкивающегося с детской агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессия , являются:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрации власти («Воспитатель здесь пока ещё я», «Будет так как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатие челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребёнка, его близких или друзей;
использование физической силы;
непреклонное настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди, «чтение морали»;
наказания или угрозы наказания;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты,как всегда», «Ты никогда не»;
сравнивание ребёнка с другими детьми – не в его пользу;
команды, жёсткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребёнка на короткое время , но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Обсуждение поступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента надо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

Сохранение положительной репутации ребёнка
ребёнку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой , используя различные механизмы защитного поведения.












15