Мастер — класс Необычное в обычном
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа:
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать его
немного занимательным»
Блез Паскаль.
Мастер-класс называется «Необычное в обычном». Обратимся к теме мастер-класса «Необычное в обычном» и посмотрим на обычный лист бумаги, как на средство обучения одному из сложных предметов – геометрии.
- Давайте проведем исследование листа бумаги.
- Какую он имеет форму? (Прямоугольник, квадрат)
- Каждый угол этого листа? (вершина прямоугольника).
- Край листа? (сторона, отрезок).
- Интересно? Не знаю как у Вас, а у меня нет желания продолжать урок геометрии. Вот поэтому сегодня, я хочу с вами поделиться, как искусство оригами помогает решать многие геометрические задачи.
- Сейчас мы с вами проведем небольшую очень простую практическую работу:
Возьмите желтый треугольник, давайте попробуем сгибанием его построить биссектрису одного из углов. Постройте биссектрисы двух других углов. Разверните лист бумаги. Внимательно посмотрите на следы сгибов. Что вы можете сказать? (все три сгиба прошли через одну точку).
- Если вы все действия выполнили правильно, то биссектрисы пересеклись в одной точке.
- Возьмите красный треугольник. Проделаем аналогичную работу, только сгибать будем несколько иначе. В результате мы построили высоту. Повторите действия для двух других сторон. Разверните лист бумаги. Что вы можете сказать теперь? ( все три сгиба прошли через одну точку)
- Если вы все действия выполнили правильно, то высоты также пересеклись в одной точке.
- Возьмите зеленый треугольник. Для построения следующей линии нам нужно разделить сторону треугольника пополам, для этого совмещаем две вершины треугольника и делаем небольшой сгиб, отмечая тем самым середину стороны. Теперь сгибаем треугольник, так чтобы линия сгиба проходила через вершину треугольника и отмеченную точку. Как вы помните, такой отрезок называется медианой треугольника. Постройте еще две медианы треугольника. Вновь рассмотрим рисунок линий и убедимся, что медианы так же пересекаются в одной точке.
Еще раз посмотрели на все три треугольника, какой общий вывод можно сделать?
- Итак, в течении одной минуты мы с вами научились строить основные линии в треугольнике, а также сформулировали теоремы о трех замечательных точках треугольника. Для того, чтобы ознакомится с этим материалом, новым для них видом геометрии, был проведен эксперимент, потому что необычный опыт очень важен в познавательной деятельности. А дальше было предложено сделать эксперимент самостоятельно. Самое главное, выполняя эти практические задания, мы освоили основы оригами.
- Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. Освоив простейшие приемы искусства оригами можно перейти к более сложным построениям.
Необходимо создать ситуацию успеха, чтобы заинтересовать учеников.
Для дальнейшей работы я разделю вас на группы:
лирики
практики
методисты
Я озвучу вам, что вы должны будете сделать.
Группе практиков необходимо будет предложить варианты использования оригаметрии в реальной жизни.
Группе педагогов методистов, предположить, что обновление стандартов в школе прошло и оригаметрия включена в обязательное изучение на базовом уровне. Вам необходимо придумать оптимальный порядок изучения этой темы школьниками.
Группа лириков сущность созданной модели с помощью литературной формы.
Я снова хочу спросить у групп. Как оригаметрию можно использовать в вашей практической деятельности? И вернусь к группе практиков и добавлю, что оригами в геометрии дало толчок многим творческим проектам (слайд архитектура)
Следующим этапом нашей работы будет построение правильного многоугольника «Звезда» оригамским способом. Нам необходимо провести эксперимент.
Каждой группе дается задание, по которому она должна будет отчитаться, т. е. представить результат своей работы с определенной позиции.
Группа № 1. Математики (практики) – Какие геометрические задачи можно решать с помощью изготовленной модели?
Группа № 2. Лирики – должны отразить сущность созданной модели с помощью литературной формы синквейн.
Группа № 3. Воспитатели (методисты)– продумать, как использовать созданную модель в игровой деятельности детей. Приступаем к презентации ваших работ:
1 группа Вам слово.
Созданная модель такова, что она может менять свою форму. Таким образом, количество задач к данной модели можно увеличить.
Слово 2 группе - лириками.
А что придумала 3 группа?
Фантазия детей в применении оригамских моделей поистине неисчерпаема.
Вывод: для мастер-класса отобрано содержание, которое отсутствует в наших учебных пособиях. Я постаралась вас убедить в том, что оригами необходимое условие для освоения не только сложных математических понятий, но и объединения в единый творческих коллектив учителей разных предметов.
И в заключении мы покажем сценку.
Мастер-класс
учителя математикиTimes New RomanРодновой С.В.Times New Roman"Необычное в обычном"Times New Roman