Урок литературы в 11 классе Цветовая символика в рассказе И.А.Бунина Ворон


Урок литературы в 11 классе. Цветовая символика в рассказе И.А.Бунина «Ворон».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: анализ текста художественного произведения.
Цель урока: выявление главной мысли рассказа через анализ цветовых символов.
Задачи:1)учить, опираясь на символическое значение слова, понимать главную мысль произведения, верно интерпретировать его; 2)развивать умение самостоятельно находить в авторском тексте языковые средства в соответствии с поставленной задачей, использовать их в собственном речевом высказывании; 3)воспитывать любовь к родному слову, формировать жизненные ценности на примере важных нравственных категорий.
Оборудование: текст рассказа, карточки для самостоятельной работы, портрет писателя, иллюстрации к рассказу.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.
Деятельность учителя Деятельность учащихся (предполагаемый результат)
Приветствую класс. Объявляю тему и цель урока. Записывают тему в тетради.
2.Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выявление первого впечатления о тексте.
-Какой теме посвящён рассказ? Какую любовь изображает автор? В каких произведениях вы встречались с этой темой?
Предлагаю безотносительно к тексту подобрать определения к слову «ворон». Отмечаю определение «чёрный». Какие ассоциации вызывает этот цвет? Отвечают на вопросы.
-Рассказ посвящён теме любви. Речь идёт о первом чувстве, о несостоявшихся отношениях. Тема известна по произведениям «Евгений Онегин», «Первая любовь» и другим.
-Чёрный, хищный, мрачный, мудрый и др.
-Зло, агрессия, хищность и др.
3.Анализ текста.
Этап 1. Выявление символики чёрного цвета.
Беседа. Чтение.
-Прочитайте 1 абзац рассказа.
-От чьего лица ведётся повествование, то есть через кого мы воспринимаем происходящее?
-Почему у рассказчика возникла мысль о том, что отец похож на ворона?
-Убедимся в верности нашего предположения. Прочитаем следующий фрагмент рассказа из 2-й части.
Практическая работа.
-Из прочитанного фрагмента выпишите слова, характеризующие отца. Распределите их по 2-м колонкам: черты внешности/черты личности.
-Какой цвет доминирует?
-Как связаны между собой слова, определяющие внешность и личность отца? Видит ли главный герой в отце что-то хорошее?
-Обратите внимание на выражение «медлительный в словах и поступках». Какой поступок ему предстоит совершить?
-Вспомните, что такое символ, символика. В каком столбце вашей таблицы находятся слова, раскрывающие символику (ряд значений) чёрного цвета?
-Подведём предварительный итог.
Дайте краткую характеристику отца.
Этап 2. Выявление символики белого цвета.
Чтение эпизода. Беседа.
-Прочитайте фрагмент, рассказывающий о появлении в доме Елены Николаевны.
-Как девушка появляется в доме?
-Какое впечатление она производит на юношу?
-Найдите цветовые определения. Какой цвет является определяющим в её внешности и характере?
-Сделайте предварительный вывод. Восстановите недостающее звено в ассоциативной паре:
Ворон: чёрный – хищник.
Елена Николаевна: белый - …
Кроме значения «жертва», какие ещё значения может иметь белый цвет?
Этап 3. Выявление символики красного, жёлтого, оранжевого цветов.
-Прочитайте эпизод, изображающий пожар.
-Обратите внимание на краски. Какие оттенки имеет огонь? Какие значения красного цвета вам известны? Что он здесь символизирует?
-Найдите в финале рассказа другие детали, указывающие на красный цвет. «Чей» это цвет? Что он означает для молодого человека?
Чтение текста (выполняется в продолжение урока заранее подготовленными учениками) со слов «Отец занимал в нашем губернском городе…» до слов «…на подходящих к киоску…».
-Повествование ведётся от 1 лица (от лица главного героя – юноши).
-Мысль о сходстве отца с вороном возникла по цветовой ассоциации – «чёрный».
Выписывают в тетради признаки.
Черты внешности Черты личности
-черноволосый,
-темный,
-с длинным бритым лицом,
-большеносый,
-в чёрном фраке,
-сутулый,
-с большой вороньей головой,
-вороньи глаза.
-тяжёлый,
-угрюмый,
-молчаливый,
-холодно жестокий,
-медлительный в словах и поступках.
-Преобладает чёрный цвет.
-Через внешность показан характер героя. Внешние черты определяют его сущность. Примечательно, что рассказчик видит отца только с негативной стороны.
-Отец неторопливо, но упорно добивается того, чтобы Елена Николаевна была с ним. Как ворон-хищник, он не торопясь дожидается добычи.
Дают определения символа и символики. Указывают, что слова, раскрывающие символику чёрного цвета, находятся во второй колонке.
-Отец- тяжёлый и мрачный человек, подобно ворону, обладающий хищнической натурой.
Читают эпизод со слов «Весной того года…» до слов «в лёгкой белой блузке…».
-Елена Николаевна – «дочь одного из мелких подчинённых отца». Юноша влюбляется в неё. Для него она – воплощение света. Можно отметить в её описании сравнение «точно солнце». Это «белокурая девушка» в «белой блузке». Белый цвет определяющий.
Ассоциативная пара «белый – жертва».
Не менее важны такие значения белого цвета как чистота, неискушённость.
Читают эпизод со слов «Мы побежали в столовую…» до слов «и она стала спокойнее и серьёзнее за обедом».
Отмечают эпитеты «медными» (красками), «бесовски» (игриво), определение «красным» (баком). Делают вывод о том, что оттенки огня передают сильные переживания: волнение, страсть. Пожар становится пиком разгорающегося чувства влюблённости главного героя.
Другие значения красного цвета – тревога, кровь, гибель. Значения красного цвета могут быть противоположными.
В конце рассказа встречаем следующие детали: пунцовое платье героини, ее рубиновый крестик и рубиновый аграф. Здесь они отзываются мыслью о крови, жертве (конечно же, в сознании молодого человека - рассказчика).
4.Распределительный диктант.
-Распределите символы в соответствии с цветами. Надпишите над ними буквы «Ч» - чёрный, «Б» - белый, «К» - красный:
Агрессия, жертвенность, неискушённость, робость, угрюмость, жестокость, тревога, волнение, сила чувства, слабость, настойчивость, кровь, бесчувственность, чистота, холодность, тревога, мудрость, мука, сила, хищность, гибель, одиночество.

(Учителю необходимо учитывать, что символика цветов амбивалентна и даёт некоторую свободу в трактовке образов. Цвета помогают читателю взглянуть на героев как бы поверх взгляда рассказчика).
Выполняют работу по карточкам.
Примерные ответы:
Чёрный – агрессия, угрюмость, жестокость, холодность, бесчувственность, настойчивость, мудрость, сила, хищность, одиночество.Белый – жертвенность, чистота, неискушённость, робость, слабость.
Красный – сильное чувство влюблённости, волнение, тревога, кровь, мука.
5.Творческая работа. Рассуждение по аналогии.
-Герои рассказа имеют «свои» цвета: отец – чёрный, Елена Николаевна – белый. «Окрашены» даже события. У кого из героев нет «своего» цвета? Какой цвет вы для него избрали бы? Объясните почему. Какими деталями-символами можно было бы окружить героя?
-Запишите ответы на вопросы в виде творческой работы (примерный объём – 4-7 предложений, 5-7 минут). По возможности используйте цветовые эпитеты. -Нет «своего» цвета у рассказчика.
Возможные цветовые ассоциации – серый (отражает слабость, нерешительность), зелёный (молодость, неопытность), белый (т.к. рассказчик, как и Елена Николаевна, становится жертвой).
Возможные детали: зелёная ветка, серые стены.
6. Выводы к уроку. Интерпретация текста.
-В произведении есть некоторая недосказанность, сюжетный провал. Это период от момента, когда отец застаёт сына наедине с Еленой Николаевной, до отъезда молодого человека. Какие вопросы вызывает эта часть сюжета?
-Этот момент даёт повод для различных интерпретаций текста. В рецензиях на рассказ встречаем обвинения и в адрес рассказчика, и в адрес героини. Если же принять во внимание «настойчивость» цветовой символики, какой вывод можно сделать?
Кто или что виной несостоявшейся любви героев? Объясните смысл названия рассказа. -Недосказанность между этими частями сюжета вызывает вопросы. Необъяснённость юноши и Елены Николаевны – некоторая загадка для читателя. Что это – проявление слабости, несамостоятельности главного героя, осознание им бесполезности каких-либо действий или подчинение воле отца?
Скорее всего, в том, что любовь не состоялась, не виноваты ни юноша, ни девушка. Цветовая символика настойчиво диктует предопределённость событий: так назначено судьбой. Цветопись в рассказе усиливает именно фаталистичность происходящего. При этом правит событиями, безусловно, «ворон»: он хищник, а значит, те, кто рядом – жертвы.
6. Домашнее задание.
Практическая работа: 1вариант - «Символика жёлтого цвета в рассказе И.А.Бунина «Человек из Сан-Франциско»; 2 вариант – «Символика чёрного цвета в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».