РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 Агрономия


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный аграрный университет»
Троицкий аграрный техникум
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по учебной работе
_____ _______________ О.Г. Жукова
«____»_____________2015- 2016 уч. г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
профессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 35.02.05 Агрономия
г. Троицк, 2015г.
РАССМОТРЕНО: Предметно-цикловой методической комиссией
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Председатель
_______________А.А. СинтюшкинаПротокол № ______
___________ 20____г.
Составитель: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ Южно-Уральский ГАУ
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ Южно-Уральский ГАУ
Э.Р. Сурайкина, методист ТАТ Южно-Уральский ГАУ
Содержательная экспертиза: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ Южно-Уральский ГАУ
А.А. Синтюшкина, председатель ПЦМК «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» ТАТ Южно-Уральский ГАУ
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: И.Н. Минашина, доцент кафедры Управления качеством с\х сырья и потребительских товаров Южно-Уральский ГАУ, к. в. н.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014г № 454.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.05 Агрономия в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла ОП 09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
знать:
- основные понятия метрологии;
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- формы подтверждения качества;
- основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108ч, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 ч, самостоятельной работы обучающегося 26ч, консультации – 10 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: практические занятия 40
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
Консультации 10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1. Метрология 32 Тема 1.1. Теоретические основы метрологии Содержание учебного материала 8 1
1
Предмет, цели, задачи, объекты и субъекты метрологии. Основные понятия и термины метрологии. Правовые основы метрологического обеспечения. 2 Практические занятия 2 2
2 Изучение ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ПЗ №1) 2 Самостоятельная работа обучающихся 4 Подготовить доклады на темы:
«История возникновения и развития метрологии»
«Значение метрологии в народном хозяйстве» Тема 1.2. Физические величины
Содержание учебного материала 8 1
3
4
Физические величины: понятие, классификация. Международная система единиц физических величин.
Качественные и количественные характеристики физических величин. Шкалы физических величин. 2
2
Практические занятия 4 2
5
6 Физические величины и единицы их измерения (ПЗ №2)
Физические величины и единицы их измерения (ПЗ №3) 2
2 Тема 1.3 Измерения и средства измерений
Содержание учебного материала 16 1
7
8 Понятие видов и методов измерений. Средства измерений: классификация и общая характеристика
Метрологические характеристики средств измерений 2
2 Практические занятия 8 2
9
10
11
12 Освоение методик работы с разными средствами измерений (ПЗ №4)
Обработка результатов однократных измерений (ПЗ №5)
Обработка результатов многократных измерений. Правила округления результатов измерений (ПЗ №6)
Определение классов точности средств измерений (ПЗ №7) 2
2
2 Самостоятельная работа обучающихся 4 Подготовить конспекты на темы «Поверка и калибровка средств измерений», «Роль измерений в агрономии»
Подготовить сообщение на тему «Характеристика государственного метрологического контроля» РАЗДЕЛ 2.Стандартизация 28 1
Тема 2.1. Стандартизация как основа нормирования качества
продукции растениеводства. Содержание учебного материала 6 13 Стандартизация: понятие, сущность, нормативно-правовая база. Цели, принципы, функции и методы стандартизации 2
Практические занятия 2 2
14 Основные положения ФЗ «О техническом регулировании» (ПЗ №8) 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить доклад на тему «История возникновения и развития стандартизации в России» Тема 2.2. Нормативная база стандартизации Содержание учебного материала 16 1
15
16 Понятие документов по стандартизации. Виды национальных стандартов.
Контроль качества продукции растениеводства. Принципы управления качеством продукции. Характеристика стандартов ИСО серии 9000. 2
2 Практические занятия 6 2
17
18
19
Структура и содержание национальных стандартов (ПЗ №9)
Обозначение национальных стандартов и стандартов организаций (ПЗ №10)
Структура и содержание общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ПЗ №11) 2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся 6 Подготовить реферат на тему «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству, условиям выращивания и хранения продовольственного сырья»
Подготовить доклад на тему «Проблемы и основные направления развития национальной системы стандартизации в РФ» Тема 2.3 Техническое регулирование Содержание учебного материала 6 1
20
21
22 Сущность технического регулирования, цели, задачи, принципы, средства и методы
Объекты и субъекты технического регулирования в РФ и таможенном союзе (ТС)
Технические регламенты: понятие, содержание, виды, применение. 2
2
2 РАЗДЕЛ 3. Подтверждение качества 38 1
Тема 3.1. Оценка и подтверждение соответствия Содержание учебного материала 6 23
24 Оценка соответствия: понятия и характеристика
Подтверждение соответствия: понятия, формы, цели и принципы 2
2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить доклад на тему «История процедуры подтверждения соответствия» Тема 3.2 Сертификация как процедура подтверждения соответствия Содержание учебного материала 8 1
25
Формы сертификации. Участники и организация обязательной и добровольной сертификации. Схемы сертификации. 22 Практические занятия 4 2
26
27
Виды и разновидности сертификатов соответствия. Знаки соответствия и знаки обращения на рынке (ПЗ №12)
Порядок проведения сертификации. Правила и порядок заполнения и оформления сертификата соответствия (ПЗ №13) 2
2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовить доклады на темы
«История процедуры подтверждения соответствия» Тема 3.3 Декларирование соответствия
Содержание учебного материала 10 1
28
29
Декларирование соответствия как процедура подтверждения соответствия. Участники декларирования соответствия
Система оценки (подтверждения) соответствия таможенного союза. Документальная основа 2
2
Практические занятия 6 2
30
31
32 Оформление документов на проведение процедуры подтверждения соответствия (ПЗ №14)
Структура регистрационного номера декларации о соответствии (ПЗ №15)
Правила и порядок заполнения и оформления бланка декларации о соответствии продукции (ПЗ №16) 2
2
2 Тема 3.4 Оценка и подтверждение соответствия отдельных групп продукции растениеводства требованиям нормативных документов Содержание учебного материала 14 Практические занятия 8 2
33
34
35
36 Оценка соответствия качества зерна, муки требованиям нормативных документов. Оформление документов о качестве (ПЗ №17).
Оценка соответствия качества масличных и эфирномасличных культур требованиям нормативных документов. Оформление документов о качестве (ПЗ №18)
Оценка соответствия качества клубне- и корнеплодов требованиям нормативных документов. Оформление документов о качестве (ПЗ №19)
Оценка результатов испытаний продукции растениеводства на соответствие требованиям нормативных документов (ПЗ №20) 2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся 6 Подготовить доклады на темы:
«Схемы декларирования соответствия. Порядок проведения декларирования соответствия. Регистрация декларации о соответствии»
«Условия ввоза импортируемой растениеводческой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия»
«Государственный надзор за соблюдением обязательных требований к растениеводческой продукции. Ответственность за поставку на рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям» Консультации 10 Итого:
аудиторных
- теории
-ПЗ
самостоятельная работа
консультации
108
72
32
40
26
10 3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Оборудование учебного кабинета: рабочие места студентов и преподавателя, доска, комплекты учебно-методической документации по метрологии, стандартизации и подтверждению качества (практические пособия, тесты), наглядные пособия (таблицы, схемы).
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, измерительный инструмент (штангенциркули, линейки), комплекты стандартов разных категорий и видов, набор документов по подтверждению соответствия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Сирая, Т.Н. Метрология, стандартизация и сертификация. Погрешности измерений [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — СПб.: СПбГЛТУ (Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет), 2010. — 65 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45297 — Загл. с экрана.
Торгунакова, Е.В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е. В. Торгунакова. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУУиЭ, 2012. — 247 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=64054; (дата обращения: 11.11.2015).
Дополнительные источники:
Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01. – Москва: ФГУП ИнтерСЭН, 2002. – 168 с.
Калачев, С. Л. Товароведение, экспертиза товаров и стандартизация: конспект лекций / С.Л. Калачев, И.М. Лифиц. – Москва: Юрайт, 2009. – 163с.
Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / И. М. Лифиц. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2010. – 315 с.
Яблонский, О. П. Основы стандартизации : учеб. пособие / О. П. Яблонский, В. А. Иванова. – Москва: Логос,2006. – 191 с.
Интернет-ресурсы:
Новотест: центр по сертификации [Электронный ресурс]: сайт. – 2015. – Режим доступа: http://www.novotest.ru/; (дата обращения: 05.11.2015).
Об обеспечении единства измерений [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182748; (дата обращения: 05.11.2015).
О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178347; (дата обращения: 05.11.2015).
О порядке проведения сертификации [Электронный ресурс]: постановление Госстандарта РФ от 21.09.1994 № 15. – Режим доступа: http://www.rospromtest.ru/content.php?id=40; (дата обращения: 11.11.2015).
Помощь по ГОСТам [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.gosthelp.ru/; (дата обращения: 05.11.2015).
Роспромтест. Сертификация продукции и услуг [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.rospromtest.ru/; (дата обращения: 05.11.2015).
Стандарты и качество [Электронный ресурс]: сайт журнала. – 2002-2015. – Режим доступа: http://www.ria-stk.ru/; (дата обращения: 05.11.2015).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.gost.ru/wps/portal/pages/main; (дата обращения: 05.11.2015).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов индивидуальное задание, наблюдение и оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой письменная проверка, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества наблюдение и оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; наблюдение и оценка выполнения практических работ, внеаудиторная самостоятельная работа
Знания: основные понятия метрологии устный опрос, письменная проверка, тестирование
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность письменная проверка, тестирование
формы подтверждения соответствия тестирование, наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации наблюдение и оценка выполнения практической работы, тестирование
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ наблюдение и оценка выполнения практических работ