РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
(ГБПОУ МО «Электростальский колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________Ю.И.Анпилогов
«_____»___________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Базовой подготовки
Форма обучения очная
г.о.Электросталь
2017 г
Рабочая программа дисциплины «Основы философии» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № от 9 декабря 2016 г. N 1548.
Учебного плана по профессии «Сетевое и системное администрирование», квалификация «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», утвержденного «03» марта 2017 г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области Электростальский колледж
Разработчик (автор): Воробьёва Светлана Анатольевна преподаватель
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой методической
комиссии общеобразовательных дисциплин (центральный корпус)
Протокол заседания № 8 от «____» марта 2017 г.
Председатель предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Караульщикова Елена Андреевна_________________________
Фамилия И.О., подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.06. Сетевое и системное администрирование, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ № от 9 декабря 2016 г. N 1548.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа УД ориентирована на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
Развить способности для формирования общих компетенций (далее ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
-
лабораторные занятия
-
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
в том числе:
Подготовить презентации по темам: «Платон - «Апология Сократа»».
2
Подготовить доклады по темам: ««Философия Древнего и Китая и Древней Индии», «В.С. Соловьев «Русская идея»
4
Подготовить проектные работы по темам: «Философская система нашего времени: основные черты», «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени», ««Сопоставление личности философа и его философской системы» (любое время)
4
Подготовить эссе по теме: «Философия и смысл жизни», «Современная философская картина мира»
2
Итоговая аттестация по предмету в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины история
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Предмет философия и ее история
30
Тема 1.1. Основные понятия и
предмет философии
Содержание учебного материала
5
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность,
логичность, дискурсивность.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: «Платон - «Апология Сократа»; работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».
2
Тема 1.2.
Философия Древнего
мира и средневековая
философия
Содержание учебного материала
6
1
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). 2 репродуктивный
Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
Аристотель.
Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.
2
Самостоятельная работа обучающихся по теме: «Философия Древнего и Китая и Древней Индии».
2
Тема 1.3.
Философия
Возрождения и Нового
времени
Содержание учебного материала
6
1
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
репродуктивный
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
3
Самостоятельная работа обучающихся по теме: «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени»
2
Тема 1.4.
Современная
философия
Содержание учебного материала
5
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного.
Особенности русской философии. Русская идея.
Самостоятельная работа обучающихся по темам «Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;
В.С. Соловьев «Русская идея»
2
Раздел 2.
Структура и основные
направления
философии
30
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Методы философии и
ее внутреннее строение
1.1.
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные
картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
(Новое время, ХХ век).
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный, и др. Строение философии и ее основные направления
10
Тема 2.2.
Учение о бытии и
теория познания
1.2.
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного
познания.
4
Тема 2.3.
Этика и социальная
философия
1.3.
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как
высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
4
Самостоятельная работа обучающихся по темам: «Философская система нашего времени: основные черты»; «Современная философская картина
мира»
2
Тема 2.4.
Место философии в
духовной культуре и ее
значение
1.4.
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии от искусства, религии, науки и идеологии.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
Роль философии в современном мире. Будущее философии.
8
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе по теме: «Философия и смысл жизни»
2
Содержание учебного материала
Всего
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением, проектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с
хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Кє». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.
Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
– М.: Мысль. 1986. – 574 с.10
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.
- 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Проводить поиск информации в философских источниках разного типа, уметь формулировать представления об истине и смысле жизни.
Экспертная оценка самостоятельной работы
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков.
Критически анализировать источники информации, определяя соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей.
Контрольные работы и зачеты по темам учебной дисциплины.
Структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Экспертная оценка самостоятельной работы
Устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы.
Экспертная оценка на практических занятиях
Участвовать в дискуссиях по общим философским проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации полученные сведения.
Экспертная оценка на практических занятиях
Представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
Экспертная оценка самостоятельной работы и зачеты по темам учебной дисциплины.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения соотношения для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
использования навыков философского анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Экспертная оценка самостоятельных работ
Знания:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
контрольные работы и зачеты по темам учебной дисциплины.
13PAGE 15
13PAGE 141115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 815