Поурочный план по теме Международное гуманитарное право (9 класс)


Тема: Международное гуманитарное право
Цель: Выяснить сущность международного гуманитарного право.
Учащиеся должны знать:
Во время войны нарушаются права человека.
Основные положения МГП.
МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.
Существует независимая гуманитарная организация Международный комитет Красного Креста (МККК).
Учащиеся должны понимать, что такое:
Международное гуманитарное право.
Жертвы войны.
Комбатанта.
Гражданские объекты.
Конвенция.
Учащиеся должны уметь:
Раскрыть смыль понятия «война»;
Дать представление о нарушениях прав человека во время вооруженных конфликтов;
Анализировать способы разрешения международных конфликтов;
Определять основные положения международного гуманитарного права.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
План:
Сущность МГП.
Источники МГП.
Основные положения МГП.
Ответственность за нарушение МГП.
1 МГП являются отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право6
А) защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);
Б) предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участие в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);
В) защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;
Г) запрещает применение средств и методов ведение военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.
Т.о., МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта: это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население).
2 Источники МГП.
Основные источники МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.:
- Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (IЖеневская конвенция);
- Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
- Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);
- Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).
Женевские конвенции были дополнены двумя. Протоколами от 8 июня 1977 г.:
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол I).
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).
МГП признает 2 категории вооруженных конфликтов:
Международный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами.
Немеждународный вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
Большинство норм МГП применяется в период вооруженного конфликта, так как они регулируют отношения между противоборствующими странами в конфликте.
3 Основные положения МГП.
Изучение данного вопроса строится на непосредственной работе с содержанием Женевских конвенций 1949г. И Дополнительных протоколов к ним.
Задание. Разбиться на 3 группы. До знакомства с источниками самостоятельно сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны.
1-группа – разработать положения, защищающие раненых, больных, потерпевших кораблекрушение.
2-группа – разработать положения, защищающие военнопленных.
3-группа – выработать положения, защищающие гражданское население.
После того как предложенное положения обсуждены, необходимо их внести таблицу:
Положения, самостоятельно выработанные группой Положения источника
Задание. Учащиеся получают источники:
1-группа – I и II Женевская конвенции и Дополнительный протокол I (ст.11).
2-группа – III Женевскую конвенцию.
3-группа – IV Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол I.
Результаты работы, то есть правовые положения, защищающие жертв войны, содержащиеся в источниках, записать в таблицу.
Затем группы составляют первую и вторую таблицы, делают выводы и представляют всему классу работы.
Основные положения МГП:
Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизнь, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должны быть гуманным обращение с ними.
Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.
Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.
С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенными такими же эмблемами.
Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.
Вывод. Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускается в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.
4 Ответственность за нарушение МГП.
Для того чтобы раскрыть данный вопрос, нужно обратиться к дополнительному материалу (приложение 1).
Учащиеся могут самостоятельно в группах поработать с источниками, содержащими нормы, направленные на пересечение нарушений МГП.
1-группа работает с 1 ЖК (ст.50), II ЖК (ст.51), Дополнительным протоколом I (ст.11).
2-группа – с III ЖК (ст.130).
3-группа – с IV ЖК (ст.147).
4-группа – с Дополнительным протоколом I (ст. 11, ст. 85) (Приложение 1).
По ходу ознакомления со статьями источников учащиеся каждой группы делают соответствующие записи в первую колонку следующей таблицы:
Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах Серьезные нарушения, зафиксированные в ст. 356 УК РФ
Затем все группы знакомятся со ст. 356 УК РФ и определяют, какие серьезные нарушения международного гуманитарного права предусматриваются и законодательстве России. После выполнения работы делаются выводы.
III Закрепление.
Тест. Международное гуманитарное право.
Международное гуманитарное право:
А) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта;
Б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;
В) защищает граждан государства, подвергшегося нападению.
2. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действий, в МГП применяется термин:
А) репатрианты;
Б) беженцы;
В) комбатанты.
3. Стороны, участвующие в конфликте:
А) свободны в использовании всех средств и методов ведения боевых действий;
Б) не должны применять средства, причиняющие обширный и долговременный ущерб окружающей среде;
В) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против определенного военного объекта и имеет неизбирательное действие.
4. Какие их следующих приказов соответствуют положениям международного гуманитарного права?
А) Использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома;
Б) вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона;
В) уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен.
5. Основные положения международного гуманитарного права содержатся:
А) в Женевских Конвенциях;
Б) в Конституции РФ;
В) во Всеобщей декларации прав человека.
Домашнее задание: ответить на вопросы для самопроверки к параграфу.