Презентация по литературе: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Урок-лекция Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. ПЛАНI. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин - «сатирысмелый властелин». (А. С. Пушкин)II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надоназывать ее настоящим именем, а если это опасно в действительной жизни, то надо этосделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.) 1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2. Идейное содержание «сказок для детей изрядного возраста». 3. Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. "Все силы своего ума и сердцаон посвятил на то, чтобы восстанавливать вдушах своих присных представление о свете иправде и поддерживать в их сердцах веру, чтосвет придет и мрак его не обнимет“(Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение сКрамольниковым».) Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"[1].(Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.) «Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год. Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика. юморгиперболапобеда добра над зломположительный геройочеловечивание животных сатирасарказмсмешение категорий добра и зланет положительного герояуподобление человека животному Отличительные черты Зачинсказочный сюжетфольклорные выражениянародная лексикасказочные персонажиконцовка Общие черты Сказки русского народа СказкиСалтыкова-Щедрина В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, разоблачение морали собственников-хищников, пропаганда новой нравственности. Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции. В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил — дрожал, умирал — дрожал". Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно-либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик. В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников. Сказка «Коняга» - выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин. "Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год. В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми. Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?правительственные круги и господствующее сословие;обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;бездуховность. Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:а) Разные способы смеха:ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия. б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в) "Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.г) Гипербола - чрезмерное преувеличение. Особенности образов сказки:Образы-символы;Своеобразие животных;Близость к народным сказкам;Сатирические приемы, использованные автором;Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;Соединение фольклорного, фантастического и реального. фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика);гротеск (переплетение фантастики и реальности)""эзопов язык" (иносказание и метафоричность);социальная сатира (сарказм и реальная фантазия);обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности);гиперболизация самодержавие и угнетенный народ ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); отношения мужика и барина ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил");положение народа ("Коняга", "Кисель");подлость буржуазии ("Либерал", "Карась-идеалист");трусость обывателя ("Премудрый пискарь");правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") Художественные особенности Проблематика Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить... У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности". ЛИТЕРАТУРА.1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.2. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.3. http://ru.wikipedia.4. http://lib.ru/ (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)5. http://www.kostyor.ru/student/6. http://www.naurok.net