Конспект по литературному чтению И.З.Суриков Детство.Зима


ТЕМА :Образы детей в произведениях И. З. Сурикова «Детство», «Зима»
Тип урока: систематизация знаний
Педагогические задачи: способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребенка, развитию творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения
Планируемые результаты
Предметные:
научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, осмыслять специфику лирического стихотворения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно Метапредметные:
познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в паре, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные:
осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания
Оборудование : копьютер , проектор , презентация к уроку , раздаточный материал
ХОД урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося
Ι Актуализация опорных знаний
1. Речевая разминка.
2.»Доскажи словечко » игра – Прочтите скороговорку медленно, выделяя голосом последние буквы
Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела,Белой даже не была.
Ела-ела-ела - вот уж осень (улетела).
Ма-ма-ма - примчалась к нам (Зима)
Али-али-али - вот морозы (затрещали).
Ды-ды-ды и сковали все (пруды).
Оры-оры-оры – появились вдруг (узоры)
Ты-ты-ты – на стеклах дивной (красоты). Читают скороговорки
3. Постановка учебной задачи
4.Проверка домашнего задания – На какую тему скороговорки ?
Как вы думаете о чем будем говорить на уроке ?Выдвигают предположение о содержании урока.
– Мы продолжаем знакомство с поэтом. Попытаемся понять, какие чувства хотел
донести до нас поэт , будем развивать творческие способности Но вначале проверим домашнее задание
Организует проверку домашнего задания. Оценивает работы детей Внимательно слушают
III. Закрепление изученного материала
1. Работа над стихотворениями
2.Работа в парах
Физминутка
3.Игра « Распредели картинку »
4.Работа над отрывком
П.И.Чайковского «Времена года»
5.Работа в группах
6.Работа с кроссвордом
С какими стихотворениями Ивана Захаровича Сурикова познакомились на прошлых уроках ?(на доске слова ДЕРЕВНЯ БЕЛЫЙ СНЕГ САНКИ ТЕМНЫЙ ЛЕС МАЛЬЧИШКИ РЕБЯТИШКИ СУГРОБ КРЕСТЬЯНИН
ВЬЮГА СНЕГОВЫЕ ГОРЫ ЖАР - ПТИЦА )Распределите слова в два столбика . 1- слова , которые относятся к стихотворению «Детство», 2- слова , которые относятся к стихотворению «Зима»
Необходимо в четверостишии записать пропущенные слова из стихотворений Сурикова и прочитать выразительно.
Все лицо и руки Труженик –крестьянин
Залепил мне снег… Вытащил санишки,
Мне в сугробе горе , Снеговые горы
А ребятам смех ! Строят ребятишки.
Что общего в этих стихотворениях? Почему автор изобразил детей в стихотворении ?Какими вы представляете себе детей ?Осуществляют профилактику утомления
Ученикам показывается картинка , они должны отгадать к какому стихотворению она относится .
Послушайте фрагмент «Времена года» , скажите какую картину вы себе представили ?
Как можно передавать свои чувства ?1 группа – выбрать отрывок прихода зимы
2группа – выбрать отрывок , где зима бушует ночью
3 группа – выбрать отрывок как зима выглядела утром
Внимательно слушают.
Распределяют слова
Восстанавливают четверостишия , выразительно читают
Образ детей
Самые приятные воспоминания.
Ответы детей
Выполняют движения
Рассматривают слайды, отвечают
Внимательно слушают.
Отвечают
С помощью поэзии , музыки и рисунков
Работают в группах
Выполняют задания
IV. Обобщение знаний.
–Над какими стихотворениями сегодня работали ? Что их объединяет ? Почему автор сравнивает детские годы с водой?
Почему именно о детстве так проникновенно звучат его стихи? Формулируют краткие, но содержа тельные ответы.Зачитывают последнее четверостишие.
– Проходят так же быстро, как и течет вода
VI. Итог урока. Рефлексия Кому понравился урок ?Закончите предложения :Самым интересным для меня было …
Я научился …
Теперь я бы хотел узнать … Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения