Интегрированный урок по творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина «Сатирические «маски» в сказках писателя».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Интегрированный урок
русская литература +немецкий язык
по творчеству Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина:
«Сатирические «маски» в сказках писателя»
Юсупова Эдие Ридвановна
учитель русского языка и литературы
Яновская Лариса Самойловна
учитель немецкого языка
10.02.2015г.
Урок №…
10 –А класс 10.02.201 г.
Тема урока: Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. «Сатирические «маски» в сказках писателя».
Тип урока: интегрированный (руссская литература и немецкий язык).
Задачи (с позиции УУД и требований к предметным результатам ФГОС):
Предметные: анализ трёх сказок Салтыкова Щедрина
Метапредметные:
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее перспективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
Межпредметные связи: русская литература, немецкий язык, музыка.
Ресурсы урока: слайд – презентация, выставка художественных книг автора; костюмированная театральная постановка; стенгазета; реквизит.
Ход урока:
Этапы урока
--------------------------
1.Организационный момент.
Мотивация.
1 мин.
Звучит музыка Хачатуряна из драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
2. Определение темы и целей урока. 1 -2 мин.
3. Работа над литературными терминами.
(Повторение изученного материала).
Фронтальный опрос
2 мин.
4. Проверка домашнего задания.
15 мин.
5.Фонетическая гимнастика по нем. языку.Введение в языковую среду.
1 мин.
6. Беседа с классом учителя немецкого языка.12 мин.
7. Работа в парах.
5 мин.
8. Презентация выполненного задания, подведение итога урока.
3 мин.
9. Домашнее задание.
1 мин.
10. Оценки.
1 мин.
11. Рефлексия.
2 мин.
Деятельность учителяна уроке
-----------------------------------------------------
Приветствие учителей, беседа с классом (отсутствующие).
Учитель русской литературы:
В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры. Адресат сказок,по определению автора – «дети изрядного возраста», т.е. те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на действительность. (уч. лит. читает эпиграф) слайд №2
Ребята, как вы думаете, почему прозвучала музыка
А. Хачатуряна из драмы «Маскарад»
М.Ю. Лермонтова?
(Учитель обращает внимание учеников на книжную выставку, маски, музыку). А теперь определим тему урока по тем подсказкам, что мы имеем, ведь зоологические маски не скрывают натуру щедринских образов (людей), а наоборот, подчеркивают их недостатки, а также политическую направленность его сказок.
Итак, запишем тему урока.
Обратите, пожалуйста, внимание! У нас сегодня необычный урок, потому что мы проводим его с учителем немецкого языка.
У вас есть возможность использовать свои знания немецкого языка на уроке русской литературы, но сначала работаем с литературными терминами. Слайд №5
Учитель показывает слайд №5, на котором написаны термины.
Undjetztkönnenwireinwenigdeutschsprechen. Ich weiss, dass ihr in den russischen Literaturstunden Information über Saltykov- Schedrinerfahren und seine Märchen gelesen haben. Aber sagt bitte mir, was ihr über Saltykow – Schedrin auf Deutsch erzählen können?
А теперь мы можем немного по-немецки поговорить. Я знаю, что вы на уроках русской литературы узнали информацию о Салтыкове –Щедрине, читали его сказки.Cкажите мне, пожалуйста, что вы можете рассказать о Салтыкове – Щедрине на немецком языке?
Aber zuerst machen wir Phonetische Gymnastik.
Das Märchen, der Schriftsteller, der Dichter, die Familie, die Werke, dienen, der Adlige, berühmt, bekannt, das Gedicht, mein Lieblingsschriftsteller.
Phonetische Gymnastik habt ihr gemacht und jetzt könnt ihr über Saltykow- Schedrin Information erzählen. Wermöchtederersteerzählen?Meldeteuchbitte!
Фонетическую гимнастику вы сделали, теперь можете информацию о Салтыкове – Щедрине рассказать. Ктохотелбыпервымрассказать? Пожалуйста!
Heute werden wir lernen, die Jahre zu nennen.
Сегодня будем мы учиться годы называть.
Учитель записывает на доске год1826 и называет его. Несколько учеников повторяют.HabtihrchronologischeTabellevonSaltykow –Schedrin?
Und was könnt ihr über seine Familie erzählen?
А что вы можете рассказать о его семье?
Also, ihr habt ein wenig Information über Saltykow –Schedrin mir erzählt und gelernt die Jahre zu nennen und jetztwerdet ihr weiter mit der Lieteraturlehrerin arbeiten. Ihrwerdetzuzweitarbeiten.
Итак, вы рассказали мне немного информации о Салтыкове –Щедрине и научились называть по- немецки годы, а сейчас вы снова будете работать с учителем литературы. Вы будете выполнять задание в парах.
Учитель русской литературы:
Итак, у нас осталось ещё одно задание, оно поможет вам правильно подвести итоги урока. Сейчас вы будете работать в парах.
Учитель русской литературы раздает ученикам карточки, на которых написано задание.
Приложение 2.Когда ученики работают, тихо звучит спокойная музыка Хачатуряна.
Учитель русской литературы проверяет
выполнения задания
Учитель русской литературы:
Сегодня мы закончили изучение произведений Салтыкова – Щедрина. Задание домой вам – прочитать 2 сказки этого писателя.
Написать дома 6 предложений к теме:
Моя любимаясказка.
Учителя выставляют оценки, которые они по ходу урока выставляли и комментировали. Деятельность учащихся на уроке
---------------------------------------------
Здороваются, отвечают на вопросы учителя русской литературы.
Отвечают на вопрос
Ученики определяют тему урока.
Пишут в тетрадях тему урока, которая определена на слайде №4.
Дают определение каждого термина, который на слайде №5
Ученики были разделены на 2 группы и каждая группа получила своё домашнее задание: одна группа подготовила сценку, вторая стенгазету, которую должны защитить.
Первая группа показывает сценку….
Маски: приложение №1.
Вторая группа защищает стенгазету.
Повторяют за учителем слова фонетической гимнастики.
Рассказывают на немецком языке информацию о Салтыкове – Щедрине.
Несколько примеров ответов учеников:
Schüler1:Saltykow –Schedrin ist der bekannte russische Schriftsteller. Er wurde am 15. Januar 1826 in der adeligen Familie im Dorf SpasUgolgeboren.
Салтыков –Щедрин – известный русский писатель. Он родился 15 января 1826 года в дворянской семье в селеСпас Угол.
Schüler 2: Er hat die Ausbildung zu Hause bekommen und dann das Zaristisches Lyzeum beendet. Er hat sehr gut gelernt.
1844-1848 ist er als Beamter im Büro des Ministers.
Он получил домашнее образование и окончил царский лицей. Он учился очень хорошо. С 1844 по 1848 годы он чиновник в канцелярии ведомства.
Schüler 3.Saltykow –Schedrin war sehr guter Leiter in der Zeitschrift «Отечественныезаписки».
Салтыков–Щедрин был очень хорошим руководителем в журнале «Отечественные записки».
Schüler 4. Er hat satirische Geschichte, Märchen geschrieben. Mir gefallen seine Märchen.
SaltykowSchedrinistam 26. April 1889 gestorben.
Выполняют задание в парах.
Говорят свои версии выполненного задания и подводят итог урока.
Записывают задание в дневник.
Выставляют оценки в дневник.
Слайды презентации
Слайд №1
Слайд№2
Слайд №3
Слайд№4
Слайд№5
Слайд №5
Слайд №6
Слайд№7
Слайд №8
Приложение 1.
Приложение №2.
Составить связный текст по опорнымсловосочитаниям:
- мужики беззащитны;
- мир хаоса хищнический;
- горькие размышления народа;
- сюжет сказок, основан на классовой борьбе;
- народ – созидатель богатства;
- участь эксплуатируемых;
- кормильцы России;
- эзоповская речь;
- зоологические маски;