Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс УМК Гармония

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрена на МО
Протокол № 1 от 29 . 08 .2016 г.
Рук. МО _________________

Принята на педагогическом
совете школы
Протокол № 1 от 30 . 08 .2016 г.

Утверждена
Приказ № 252.4 от 30 . 08 .2016 г.
Директор школы:_______________
/Терентьев Н. С./







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»


уровня начального общего образования

4 класс



Составитель (учитель начальных классов):
Игнатова Марина Ивановна









р. п. Елань-Коленовский


2016 год


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе ФГОС НОО, ООП НОО и Учебного плана Елань – Коленовской школы №2. Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно – деятельностного подхода в организации образовательной деятельности как отражение требований ФГОС.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» относится к обязательной части ООП, входит в предметную область – «Основы религиозных культур и светской этики». По учебному плану Елань – Коленовской школы №2 на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю - всего 35 за учебный год, 35 учебных недель.

1. Планируемы результаты

Личностные результаты
Ученик научится:
– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Ученик получит возможность научиться:
– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
Ученик научится:
– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
– совместно с учителем составлять план решения проблемы.
Ученик получит возможность научиться:
– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД
Ученик научится:
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Ученик получит возможность научиться:
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты

Согласно ФГОС предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривают
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.

Ученик научится:

- знанию, пониманию и принятию ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- основам светской и религиозной морали, пониманию их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Ученик получат возможность научиться:
- формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и ее роли в истории и современности России;
- осознанию ценности, нравственности, духовности в человеческой жизни.

2. Содержание учебного предмета
Раздел 1.
Введение в православную духовную традицию (17 ч)
1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Изучают основы духовной традиции православия.
4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие добрая весть. Смысл Евангелия.
Дают определения основных понятий православной культуры
6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое не осуждение.
14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
16 - 17.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Раздел 2.
Православие в России (18 ч)
18.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
19.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
20.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
21.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
22.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
23.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
24.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
25.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
26.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
27.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
28.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
29.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
30.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
31.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.
Готовят сообщение по выбранной теме.
35.Обобщение изученного курса.

3. Тематическое планирование
№ п/п

Название разделов и тем
Кол-во часов

Раздел 1. Введение в православную духовную традицию (17 ч)

1
Россия - наша Родина.
1

2
Культура и религия.
1

3
Человек и Бог в православии
1

4
Православная молитва
1

5
Библия и Евангелие
1

6
Проповедь Христа
1

7
Христос и Его крест
1

8
Пасха
1

9
Православное учение о человеке
1

10
Совесть и раскаяние
1

12
Заповеди
1

13
Милосердие и сострадание
1

14
Золотое правило этики
1

15
Храм
1

16
Икона
1

17
Творческие работы учащихся
2

Раздел 2. Православие в России (18 ч)

18
Как христианство пришло на Русь
1

19
Подвиг
1

20
Заповеди блаженств
1

21
Зачем творить добро?
1

22
Чудо в жизни христианина
1

23
Православие о Божием суде
1

24
Таинство причастия
1

25
Монастырь
1

26
Отношение христианина к природе
1

27
Христианская семья
1

28
Защита Отечества
1

29
Христианин в труде
1

30
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству
1

31
Подведение итогов. Защита творческих проектов «Христианские заповеди».
1

32-34
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
3

35
Обобщение изученного курса.
1


Всего
35












13PAGE 15


13PAGE 14415




15