Родительское собрание на тему Что значит любить детей.
Родительское собрание
на тему «Что значит любить детей?»
Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю.
С.Соловейчик
Цели:
1.Выяснение понятия «родительская любовь».
2.Анализ поведенческих норм в семье.
3.Побуждение родителей к размышлению, что значит истинная любовь к ребёнку.
План:
1.Анализ анкет на тему «В чём проявляется родительская любовь?
2.Диспут «Что значит любить детей?»
3.Беседа с родителями о поведенческих нормах в семье.
1.Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Ваши дети подобны хрупкому ростку, тянущемуся к солнцу. Им нужен свежий воздух, благодатная почва и солнечное тепло. Свежий воздух для ребёнка – это дух свободы, независимости, благодатная почва – традиции и обычаи в семье, тепло – родительское понимание, забота. И всё это вместе и есть любовь к ребёнку. Эта метафора может рассматриваться как приглашение к разговору, что такое родительская любовь. Давайте обсудим это. Вы мне можете возразить: нам это ни к чему, мы и так любим своего ребёнка, заботимся о нём, ни в чём не отказываем. Но почему тогда дети в анонимных анкетах отмечают, что им не хватает родительского внимания и любви?
2.Анализ анкет.
а) Зачитываются вопросы и некоторые ответы.
Анкета для детей:
1.Мои отношения с родителями (подчеркнуть):
Любовь, уважение, забота.
2.Нахожусь в полном подчинении и зависимости, равноправные, нейтральные.
3.Какие детские обиды и радости остались в душе и не стёрлись со временем?
4.Какова роль родителей в становлении вас как личности: определяющая, положительная, незначительная, отрицательная.
5.Советуются ли с вами родители при принятии серьёзных решений?
6.Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?
б) Обсуждение анкеты.
4. Беседа с родителями.
Ответьте одним словом, что для вас является главным в любви к ребёнку (понимание, доброта, терпение, жалость, внимание, умение прощать). А теперь я расскажу, что говорят по этому поводу педагоги и психологи. Они утверждают, что любящие родители строят отношения с детьми на взаимном уважении. В их семьях царит мир и доброта. Ребёнку хорошо дома, он не испытывает страха перед родителями, его не унижают, не наказывают физически. Конечно, кто-то возразит: «Я не Макаренко, детская душа для меня – потёмки. Меня родители и били, и без сладкого оставляли, и ничего – не сломали! И я их несмотря ни на что люблю». Так наказывать или нет? – спросите вы. Если ребёнок, совершив плохой поступок, понимает, что неправ, лучшее, что вы можете сделать, - поговорите с ним. Проанализируйте случившееся, выразите надежду, что в следующий раз он так поступать не будет. Но если он упорствует и настаивает на своей правоте, задумайтесь – что-то в его воспитании упущено. А может быть, неправы вы? И такое бывает.
Любящие родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время. Я знаю семьи, в которых принято ездить с детьми на экскурсии, ходить в походы, что-то вместе мастерить. Главное – быть вместе, рядом. Но это не значит отнимать у детей самостоятельность. Родительская любовь даёт детям уверенность в себе, воспитывает доброжелательность к окружающим, общительность, уважение к старшим. Поймите: всё, что вы вкладываете в детей сегодня, поможет вашему ребёнку в будущем. Ведь известно, что любимые дети проживают счастливую жизнь, в их семьях царит та же атмосфера любви, что и в семье родителей, они так же воспитают своих детей и будут заботиться о своих престарелых родителях. К сожалению, такие отношения в семьях встречаются нечасто. Нередко бывает так: отец и мать любят своего ребёнка, но не стесняются ссориться при нём. Психологи утверждают, что ребёнок в такой ситуации считает, что конфликты возникают из-за него, что его не любят, и начинает испытывать чувство вины. Отсюда и неуверенность в себе, нервозность, раздражительность, стремление уйти из дома. А родители искренне недоумевают, почему ребёнок изменился, ведь они его так любят!
Бывают и такие семьи, в которых почти не интересуются внутренним миром ребёнка. Горе-родители возмущаются: их дитя сыто, обуто, одето, ему покупают дорогие вещи, что ещё ему надо? Как правило, такие родители много работают, делают карьеру, занимаются бизнесом, и им некогда вникать в проблемы своего ребёнка. А он испытывает чувство одиночества, ненужности никому. Какие же ошибки допускают родители в воспитании ребёнка?
1.Непонимание друг друга и нежелание идти на компромисс. Пример: любящий отец ради блага записывает сына в секцию плавания, а он хочет играть в футбол. Но ребёнок вынужден подчиниться и заниматься нелюбимым делом.
2.Чрезмерная забота о ребёнке, подавление в нём самостоятельности. Пример: родители постоянно звонят ему, интересуясь, чем занят, при этом постоянно напоминают, что он должен делать.
3.Чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминания о его прошлых грехах. Пример: Родители из-за полученной «двойки» лишают ребёнка прогулки, общения с друзьями, запрещают посещать спортивную секцию. В результате дети начинают плохо учиться назло родителям, всё равно они плохие.
5.А теперь предлагаю советы, как правильно любить ребёнка:
1.Уважать его как личность и считаться с его мнением.
2.Учиться понимать друг друга, стараться вызвать ребёнка на откровенный разговор.
3.Родители должны принимать ребёнка таким, каков он есть, не преувеличивая его успехи и недостатки.
6.Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Мы сегодня говорили об истинной и ложной любви к ребёнку. Чаще вспоминайте себя в детстве, попробуйте поставить себя на его место. Сделайте серьёзные выводы о том, что значит любить своего ребёнка.
Именно от нас зависит, каким вырастет наш ребенок. Реальные поступки — вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
В.Берестов
Любим тебя без особых причин.За то, что ты - внук, за то, что ты - сын, За то, что малыш, за то, что растешь, За то, что на маму и папу похож, И эта любовь до конца твоих днейОстанется тайной опорой твоей.
Десять заповедей для родителей
Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Хорошие дети – у хороших родителей.
Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.
Психологи советуют:
предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.
Помогите ему самому найти выход:
в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.
МАМЫ и ПАПЫ
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.