Методическая разработка Вместе с городом расту и развиваюсь
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский транспортный техникум»
Методическая разработка
Тема: Вместе с городом расту и развиваюсь
Номинация: Исторические объекты и достопримечательности
Автор: Любчик Елена Владимировна,
т.8-904-573-89-16
Прокопьевск 2016
Аннотация
Методическая разработка посвящена героям фронта и тыла города Прокопьевска, разработанная преподавателем ГПОУ «Прокопьевский транспортный техникум» Любчик Е.В.. Ставит своей целью формировать целостное представление обучающихся об истории России; воспитывать военно-патриотические ценности: уважение к участникам Великой Отечественной войны, гордость за свой народ и любовь как к большой, так и к малой Родине.
В разработке представлены исторические факты, стихотворение студента – Александра Рябова, фотографии памятников, мемориалов, неотъемлемым ее элементом является минута молчания.
В дополнение к методической разработке представлена презентация (в программе Power Point), а также фотоотчет проведенного мероприятия на базе ГПОУ ПТТ в мае 2016 года.
Представленный материал может быть полезен классными руководителям, педагогам-организаторам при планировании классных часов и внеклассных и воспитательных массовых мероприятий, в качестве вспомогательного средства во время организованных встреч с Ветеранами Великой Отечественной войны, а также всем тем, кто интересуется историей своей Родины.Содержание
Аннотация……………………………………………….……. 2
Актуальность исследования………………… ………… …...4
Герои фронта и тыла города Прокопьевска………………… 5
Заключение……………………………………………………..9
Список приложений…………………………………………..10
Введение
Актуальность исследования
Одной из самых героических страниц в истории нашей Родины навсегда останется Великая Отечественная война 1941-1945 гг., ставшая в этот трагический для всей страны период ярким проявлением лучших черт характера советского народа – необыкновенного мужества, силы духа,
готовности к самопожертвованию и глубокого чувства патриотизма. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что высокий духовный потенциал и невиданный героизм советских людей как на фронте, так и в тылу - фактически разделил Победу до – и после - в этой войне, которая была достигнута, безусловно, дорогой ценой.
Объектом исследования выступают герои СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, являются памятники советским солдатам, павшим во Второй мировой войне..
Предметом исследования является изучение истории создания и существования улиц, памятников города, посвященные героям Вов, рассмотрение особенностей их непосредственного участия в боевых действиях и их роль в Великой Отечественной войне, а также анализ поведенческих мотивов и морально-психологического состояния в условиях войны, является отношение к данным памятникам.
Цель исследования – воссоздать и детально рассмотреть историю боевого пути отдельных героев нашего города, действовавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.
Это предусматривает решение целого ряда конкретных задач:
• определить масштабы мобилизации прокопчан в Красную Армию в период 1941-1945 гг. и их распределение по воинским специальностям;
• исследовать историю возникновения улиц, памятников, проанализировав систему обучения курсантов, особенности социальных отношений;
• выявить особенности бытового, морально-психологического, нравственного аспектов повседневной жизни людей на войне;
• осветить проблемы послевоенной психологической реабилитации и социальной адаптации к мирной жизни фронтовиков.
ГЕРОИ ФРОНТА И ТЫЛА ГОРОДА ПРОКОПЬЕВСКА
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк.
Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как и утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и рассказам фронтовиков. Для нас война – это история.
В праздник Великой Победы очень важно вспомнить о времени, когда на нашу землю пришел враг, о том, какой была война, как пережили ее наши деды и прадеды, о том, как живет память о войне сегодня в наших сердцах.
Великая Отечественная война навсегда разделила историю нашей Родины на «до» и «после», ворвалась в каждый дом, нарушив привычный уклад мирной жизни. И пусть в далёкое прошлое уходят суровые годы войны, напоённые горем, и страданиями миллионов людей, мы всегда будем помнить и чтить тех, кто погиб или был ранен, защищая Родину и наше будущее.
Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Немалый вклад в дело Победы внесли прокопчане – и те, кто воевал на фронте, и те, кто трудился здесь, в глубоком тылу.
О Вов написано много книг, но интерес к ее истории, к героям не ослабевает.
Возьмем в руки книгу «Прокопьевск вклад в Победу». Эта книга – коллективный труд ветеранов, работников архивов и музеев, волонтеров. Именно в этой книги, можно прочитать о земляках, которые в годы Великой Отечественной войне героически ковали Победу на фронте и тылу.
У прокопчан есть свои высоты памяти и прежде всего память о тех, кто не вернулся с поля брани, кто сердцем прикрыл нашу страну и не только ее, но и мир от фашизма.
Около 28тыс. прокопчан ушли на фронт, почти четыре тысячи из них остались лежать на полях сражений. Но они живут в нашей памяти, в названиях улиц: Марии Старцевой, Героев Советского Союза Михаила Шишкина, Евграфа Селиванова, Василия Мартехова, Ивана Сергеевича Черных, Лосевых и др.
Так, за время Великой Отечественной войны подвиг Николая Гостелло повторило 327экипажей – более 600летчиков. Одним из них был воспитанник Прокопьевского аэроклуба. Он окончил Новосибирское авиационное училище. Был зачислен в 1940году в 125-й бомбардировочный авиаполк. В первый же день войны он вылетел вместе с поком на боевое задание. За 95дней пребывания на фронте совершил 62боевых вылета. На его счету четыре разбомбленных аэродрома. 16декабря 1941г. при выполнении боевого задания – разбомбить в районе Чудово большое скопление вражеских машин, двигающихся к Ленинграду – экипаж нашего земляка был подбит, и теряя высоту пылающий самолет был направлен в самую гущу врагов.
16января 1942г. всем троим летчикам экипажа было присвоено высокое звание Героя нашей Родины. В честь легендарного, героического прокопчанина и была названа улица Черных И.С.
По просьбе жителей города горисполком принял решение одну из улиц Прокопьевска назвать именем Лосевых, погибших в Великую Отечественную. В честь братьев Лосевых в 1975 году была установлена стела.
Героизм прокопчан, проявленный в годы Великой Отечественной войны, и их героизм трудовых будней вызывают одинаковое чувство гордости и восхищения. Да, велико уважение прокопчан к своим героям. Им есть с кого брать пример, кого славить.
Дорога к звездам, которую дважды с честью прошел летчик-космонавт Б.В. Волынов, для него начиналась в Прокопьевске, в городе, где он рос и мужал.
В Прокопьевск, шахтёрский городок, десятимесячным крохой привезла мама будущего космонавта из Иркутска. Там и родился Борис Валентинович 18 декабря 1934 г в семье Валентина Спиридоновича и Евгении Израилевны Волыновых. Тогда о космонавтике, конечно, и думать никто не мог. Так сложилась судьба, что Евгения Израилевна приехала с сыном к сестре Ревекке Израильевне, получив направление в наш город.
-Как я решил, что стану лётчиком, космонавтом? - прищуриваясь, говорит Волынов. - А вот как:
Прокопьевск - шахтёрский город, и все ребята хотели стать шахтёрами -тогда они большие деньги получали ( за получкой, говорят, с большими сумками ходили)А я как то увлёкся авиацией. В нашем классе на стене висел плакат с портретом Анатолия Серова, героя испанской войны, летчика. Мне захотелось всё узнать о нём, о других лётчиках, об авиации. Мне тогда казалось что лётчики - это люди из других миров. Простому мальчишке казалось нереальным овладеть крылатой профессией, и, честно говоря, я не думал, что меня возьмут. Начал заниматься серьёзно спортом: гимнастика, атлетика, стометровки, эстафета 4x100.
В те годы очень модно была комбинация “кольца в каче”: человек берётся за кольца, его толкают только один раз, а дальше он сам раскачивается, а потом в мёртвой точке отпускает, делает сальто и приземляется на ноги. Очень любили это дело. А девчонкам как нравилось! Так я в первый раз немного прикоснулся к воздуху. Волынов увлекался авиамоделированием, строил самолёты, пытался даже соорудить реактивную вертушку по собственным чертежам. На пробный запуск пришли посмотреть все его одноклассники. За тем были выступления с лекциями об авиации перед кружковцами. Борис смастерил сам реактивный снаряд и ракету.
«Мне было 17, и я всё же поехал поступать по комсомольской путёвке в авиационную школу, хотя мама была против. Военные пытались уговорить меня пойти в элиту авиации и стать штурманом . В личном деле уже записали: “В штурманское училище”. Долго со мной боролись, а потом я сказал: «Ну и ладно, я ухожу и иду в горный институт, надоели вы мне». Тогда они испугались - у меня на глазах стёрли слово «штурманское» и написали «лётное». Говорю же – упёртый я!»
Так Борис Волынов окончил сначала авиационную школу, а затем, в 1956 году, - Сталинградское (ныне Волгоградское) военное авиационное училище лётчиков. За тем служил в авиационных частях Московского округа противовоздушной обороны (лётчик, старший лётчик) летал на самолёте МиГ – 17. И только после этого был принят в самую первую группу отряда советских космонавтов.
В городе воздвигнут памятник героям – комсомольцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В любое время года у его подножия лежат живые цветы. А летом вокруг памятника – этого священного для каждого прокопчанина места – жарким пламенем горят красные тюльпаны, как бы символизируя негасимый огонь гордых комсомольских сердец.
Каждый год в день Победы к памятнику приходят люди, прошедшие по фронтам войны, и те, кто знает о ней только по книгам и кинофильмам. Все они, застыв в скорбной минуте молчания, как реквием мысленно произносят строки поэта С. Орлова:
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в Мавзолей.
Война оставила большой след в истории каждой семьи. Военные истории передаются от старших, прошедших это страшное испытание поколений, к младшим, живущим в мирное время. И я, и моя старшая сестра знаем много о войне из рассказов бабушки и папы. Дед редко рассказывает о войне, потому, что ему больно вспоминать те суровые дни, гибель своих товарищей…
Поэтому война для меня не просто определенный период в истории нашей страны, а, прежде всего, горькие воспоминания и слезы на морщинистых, но, несмотря на это, по-прежнему любимых щеках бабушки.
А сейчас, я Вас познакомлю с Героями нашей семьи – Касатиковы Василий Савельевич, Михаил Савельевич и Федор Савельевич.
В 1941году на фронт призвали сразу троих братьев: Михаила-29лет, Федора-27лет и Василия – 25лет.
Михаил ехал на фронт в эшелоне и попал под бомбардирование, пропал без вести.
Федор погиб 28.10.1943 года в звании сержанта.
Василий, 24.03.1916 года рождения прошел две войны. Получил звание: ст. лейтенант в РККА с 1937 года. Место службы: 165 сп 79 сд.
Он также был на войне, в эпицентре всех событий, он был на поле боя. Не жалея себя, своей жизни, бился за Родину, за честь своего Отечества. Он дошел до Польши, где получил ранение: пуля попала прямо в плечо, попадает в госпиталь. Проводит там около двух месяцев, не долечившись, вновь отправляется на защиту своей страны. Дедушка был награжден орден «Отечественной войны» II степени, многочисленными медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями « 20 лет Победы», «30 лет Победы», «40 лет Победы».
Умер в 1996году от болезни.
Но с еще большей нежностью и любовью бабушка хранит документы, награды и фотографии дедушки, ведь его сейчас нет с нами, и для нас дорога любая вещь, напоминающая о нем и о его братьях.
Вот такую роль сыграла война в истории моей семьи. Можно сказать, моим родным повезло, ведь, несмотря на то, что они пережили, мои бабушка и дедушка остались живы. Но сколько людей погибло, сколько детей осиротело, сколько матерей потеряло своих сыновей, а жены – мужей. Сколько судеб погубила война, сколько сердец истерзала. Думать об этом больно, но не думать – нельзя!
Заключение
Методологической основой работы выступают основные принципы создания исторического исследования – историзм, научная объективность и достоверность, а также диалектический, конкретно-исторический, историко- ситуационный, гендерный и антропоцентристский подходы к анализу рассматриваемых вопросов. Структура и содержание исследования определяются применением проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, ретроспективного.
В результате проведённой работы, можно сделать следующие выводы:
Результаты исследования направлены на патриотическое воспитание подрастающего поколения и сохранение памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, 8 мая 2009 года при вручении в Кремле высокого звания городу Наро-Фоминску «Город воинской славы», Президент РФ Д.А. Медведев так сказал об этом: «Конечно, мы должны делать всё, чтобы память о тех славных страницах нашей истории не стиралась, а сохранялась, чтобы она была неотъемлемым атрибутом, условием нашей повседневной жизни, чтобы эти знания о подвигах наших земляков, о роли нашей страны в ходе Второй мировой войны передавались из поколения в поколение, чтобы не было желания подменить исторические понятия и создать очередные мифы, при помощи которых будут решаться различные политические задачи».
Знаком памяти являются памятники и обелиски павшим на полях сражений Второй мировой войны. А над их прахом ломаются копья научных дискуссий, уличных митингов, споров на сайтах: «Переписывать историю нужно или не нужно? Памятники сносить нужно или не нужно? Перемещать останки нужно или не нужно?» А памятники сносят, взрывают мемориальные комплексы, сбрасывают бюсты с пьедесталов, оскверняют могилы. Националисты называют солдат-освободителей оккупантами, политики объясняют это градостроительной необходимостью. Люди протестуют, иные равнодушно взирают, прочие злорадствуют.
В нашем городе устанавливаются и открываются новые памятники, аллеи, мемориальные доски, посвященные героям войн.
Изучая историю своей малой родины, мы вместе с ней растем!
Цель исследования достигнута, задачи исследования решены.
Приложение
Древо семьи Касатиковых
Из семейного альбома