Духовно – нравственное воспитание и образование в истории педагогической мысли
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №12»
Духовно – нравственное воспитание и образование в истории педагогической мысли
Подготовили
учителя начальной школы
Цербе Галина Васильевна
Чернышкова Лариса Борисовна
Омск – 2010 г.
Неудовлетворенность состоянием воспитанности учащихся со стороны общества, связанная с затуханием воспитывающей функции школы, обусловила актуализацию в настоящее время проблем воспитания, повышение интереса к духовно-нравственной тематике. Проблема осознания важности духовно-нравственных ценностей всегда, была в числе наиболее значимых для отечественной педагогической традиции. Уже первые образцы древнерусской литературы, утверждавшие аксиологическую основу воспитания, свидетельствуют нам об этом. Авторами их были Нестор-летописец, митрополит Илларион, Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Сильвестр Медведев, протопоп Аввакум. (2, с.99).
863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами. 988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др.). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран. 1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» и др.). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности.(1, с.47). Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»). (5, с. 69). 1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. 1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию. 1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь. 1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией. 1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Карион Истомин учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников. 1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру. (1, с.32.)
В конце XVII начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь Петр I также попытался превратить в один из государственных аппаратов), объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны. Экономические достижения, развитие наук и искусств, а также сильная армия и государство все это являлось притягательным примером для подражания. (7, с. 71).
. Петру I требовались профессионально подготовленные специалисты для различных областей государственной, военной и промышленно-торговой деятельности. Созданные по его инициативе многообразные учебные заведения отличались друг от друга, прежде всего по содержанию образования. Сами названия школ указывают на это различие: архиерейские, адмиралтейские, артиллерийские, гарнизонные, горнозаводские, медицинские, переводческие, типографские, цифирные и т.п. Отдельные академии, школы, училища зачастую создавались под конкретную личность того или иного деятеля образования. Соответственно, взгляды на цели, содержание и организационные формы образования были далеко не одинаковы. Проекты организации образования в России И.Т. Посошкова, Ф. Салтыкова, Ф. Прокоповича отличались друг от друга так же, как и учебные заведения, созданные Л.Ф. Магницким, В.Н. Татищевым, пастором Э. Глюком.(4, с.85).
В XVIII веке уже прямо определилось стремление отечественного образования к народности, самобытности как ведущая теоретическая идея, педагогический принцип. Засилье европейской моды, проявлявшееся для аристократического меньшинства в языке обучения, в нормах поведенческой культуры, в предметном содержании образования (итальянские арии, немецкая стратегия и пр.) сейчас же на Руси вызвало резкое отторжение большинства мыслителей, деятелей искусства той поры. Достаточно вспомнить сатиры Крылова или Новикова, чтобы убедиться в том, что идеи русской школы лишь закалялись в противостоянии с внешним европеизированным образовательно-воспитательным лоском.(6, с.44).
Педагогическая мысль второй половины XIX века, которую уже очень трудно упрекнуть в подражательности, явилась лишь зримым результатом той глубокой внутренней работы, которая происходила в русском обществе в ХУШ первой половине XIX вв. Одной из главных проблем, решаемых педагогической теорией и практикой, по-прежнему оставалась проблема построения национальной школы. По мнению русского философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к национально-духовному опыту...».(3, с.26).
Революционные перемены в России прямо коснулись не только школы православной, но и школы русской. В первые же годы советской власти в школе стали внедряться заимствованные в американской педагогической теории (в педагогике прагматизма Дж. Дьюи и его последователей) Дальтон-план и метод проектов. Вместе с тем широко стали развиваться новые направления педагогической мысли, которые связывали школу с социальной средой, предлагали технологии изменения менталитета общества через школу и в связи с деятельностью школы. Проводимые сверху преобразования либо не принимались (как, скажем, не принимал педологические методики исследования личности выдающийся русский педагог А.С. Макаренко). Так, на фоне новых педагогических изысканий шла работа С.Т. Шацкого на опытной станции Наркомпроса, которую Дж. Дьюи оценивал как опыт, не имеющий аналогов в мировой практике, наиболее интересный и плодотворный из всего, что происходит в мире. Воспитательная работа с социальной средой, сочетающаяся с этнографическими исследованиями, действительно была чрезвычайно плодотворной, в опыте Шацкого школа объединяла все население села на праздники, лекции, репетиции, культуросообразности (особое внимание уделялось местным культурным традициям, фольклору), приоритету трудового, нравственного начал. По мнению современного исследователя В.Ю. Троицкого, в советской школе духовность была заменена идеологией, моральный кодекс молодого строителя коммунизма на ее уровне сохранил пафос высших идеалов. Анализ бед советской школы, проведенный В.В. Зеньковским, С.И. Гессеном, позволяет ожидать от этих же педагогов и философов положительного знания, прямых ответов на вопрос, какова же русская школа во всей ее чистоте и полноте, с учетом всех достижений и падений XX века, которые там, в Европе, им были виднее. И в этом ожидании тоже немало правды, черт и привычек русского характера: прежде всего веры в возможность истины и вероятность ее прояснения на стыке русского и европейского. Действительно, педагогическая концепция В.В. Зеньковского предоставляет для строительства современной русской школы незаменимый материал, ибо сочетает в себе глубину философско-психологических оснований, вполне достойных середины XX века, и веру православного священника. Однако, на наш взгляд, переоценивать практическое значение этих трудов для современной русской школы также не стоит. Русскую школу в России строили В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский и многие другие педагоги, которые, не отрываясь от своих корней, сумели реализовать в своих концепциях духовность, соборность, народность качества, которыми во все времена характеризовалось национальное образование.(3, с.51).
Впоследствии идеи воспитания и образования на родных истоках и ценностях своего народа нашли продолжение в сочинениях видных отечественных педагогов XIX в., где подчеркивается необходимость религиозного обоснования основных педагогических положений с позиций православия (П.Г. Редкин); подготовка к жизни высоконравственного человека и особые требования, предъявляемые к личности учителя в связи с этим (Н.И. Пирогов); сближение религиозного и светского образования на основе принципа народности и христианской духовности (К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский); учет истории и психологии народа, выявление особенностей русского воспитания (В.Я. Стоюнин).(4, с.57).
Нравственно-воспитательный потенциал исконных отечественных ценностей рассматривался и православными мыслителями (Феофаном Затворником Вышенским, Иоанном Кронштадтским), и российскими философами XIXXX вв.: К.С. Аксаковым и И.С. Аксаковым, Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.В. Зеньковским. И.А. Ильиным, И.В. Киреевским, Н.О. Лосским, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, Е.Н. и С.Н. Трубецкими, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, А.С. Хомяковым. Так, И.А. Ильин подчеркивает необходимость духовного обновления, постоянного внутреннего самосовершенствования с позиции совести и покаяния, осознания причастности к судьбе своей родной земли; В.В. Зеньковский в своих трудах неоднократно возвращается к мысли о наилучшем устроении внутреннего мира растущего человека и путей его душевной жизни.(7, с.88).
Современными учеными-педагогами также исследуются теоретические основы воспитания духовно-нравственных ценностей у будущих учителей: аспекты стимулирования нравственного развития (З.И. Равкин), взаимодействие педагога и ребенка в процессе духовного воспитания личности, ее бытийного самоопределения (O.G. Газман, Т.И. Власова, Н.Е. Щуркова), определение гуманистических ценностей образования на духовно-нравственных основаниях (В.А. Беляева, Т.И. Петракова), нравственно-ориентированное самостроительство (Е.В. Бондаревская).(7, с.105).
Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка.
Список использованной литературы.
1. Антология педагогической мысли христианского средневековья: Пособие для
учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах. Т.1. /Сост., ст. к
разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. – М.: АО «Аспект Пресс»,
1994. – 400 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-
XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М. , 1985.
3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000. 4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном
обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , 2001.
5. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.//Педагогика-1993.-№1-с 72.
6. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VII1-XVIII вв.). -
М. , 2002.
7. Латышина Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X -
начало XX в. ): Учеб. пособ. - М. , 1998.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415