Конспект урока по литературному чтению Хармс Веселые чижи
Орг. Момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Какой сейчас у нас урок? (лит.чит)
- Для чего мы изучаем этот предмет? ( ответ детей)
- Какие личностные задачи вы ставите перед собой?
2. – Предлагаю вам начать урок с речевой разминки.
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
- Как вы думаете кто автор этого стихотворения? ( Дании Хармс)
- Почему вы так решили? ( изучаем несколько уроков)
- Прочитайте это стихотворение с разной интонацией (весело, сердито)
- Какой раздел литературного чтения мы изучаем? ( из детских журналов)
-Какие детские журналы читаете вы?
3. Проверка домашнего задания. Оценивание по критериям. Сам ребенок и ему помогают дети.
4. Работа по теме урока.
- Для того чтобы узнать тему нашего урока , необходимо расшифровать код
2 5 4 5 8 7 5 3 1 6 1
в е с е л ые ч и ж и
- Это произведение написал Дании Хармс.
Какие цели поставим:
Познакомимся с новым произведением
Анализировать текст
Научиться правильно читать
- А вы знаете , кто такие чижи? Как они выглядят?
- Перед вами картинки, определите где чиж.
- Разобраться нам поможет текст, который у вас на столе. Читают дети по частям.
- Кто такие чижи? ( маленькие птички)
- Предлагаю вам поработать в паре. Перед вами лист, на котором написаны слова, вам необходимо разделить их на две группы. Одна -внешнее описание, вторая- характер( внутренние качества).
Внешнее описание Маленькая
Переговаривается
(общительная)
Агрессивная
Серовато-зеленая
Неприметная
Подвижная
Пушистая
Дружелюбная Внутренние качества
- Птица чиж- одиночка. Докажите или опровергните мое предложение, найдите в тексте.
- Как живут чижи? ( стаей). Найдите в тексте это предложение.
- Вот мы и определили кто такой чиж .- Сегодня, мы познакомимся с стихотворением, героем которого является чиж.
- Открываем учебник на странице 170. Прочитайте название произведения. Кто автор?
- Кому посвящено стихотворение? ( детям из детского дома)
- А что такое детдом? ( Дом, в котором живут и воспитываются дети, у которых нет родителей)
- Давайте проведем словарную работу:
Судомойка - женщина, которая моет посуду.
Кухарка - от слова “кухня”, повар.
Водовоз -
На посылках - тот, кто подносит необходимые вещи, общий помощник
Трубочист - специалист по проверке и очистке печных труб
Поварешка
Кочерёжка - кочерга.
Коромысло - деревянная дуга, на которой носили ведра с водой
Цимбал - музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянным молоточком.
Тромбон - музыкальный инструмент
Таратайка - двухколесная повозка.
Запятки - место для слуги позади кареты.
Оглобля- длинная деревянная жердь палка, которая крепится одним концом к колесу, а другим – к лошади.
- Прослушаем стихотворение.
- Кто главные герои ? ( 44 чижа)
- Чем готовили кашу?
- На кого охотились?
- На каких инструментах играли?
- На чем ездили в гости?
- На чем спали?
- Давайте вспомним, кому посвятили стихотворение? ( детям из детдома)
- А кто главные герои стихотворения? ( чижи)
- - Кому посвящено это стихотворение?
- Как вы думаете почему авторы посвятили стихотворение детям, а главные герои чижи? ( в детском доме дети вместе играют, учатся- живут. Они одна семья. Чижи живут стаями- семьей. Все вместе питаются, перелетают в теплые края. Чижи такие же подвижные, как и дети.)- В чем идея произведения? ( что дети «чижи» трудолюбивые и дружные)
- Что хотели показать авторы? ( что в детском доме жизнь тяжелая, но не смотря на это ребята находят в своей жизни положительные моменты, радуются жизни).
- Предлагаю вам небольшое творческое задание. Сочинить четверостишье про дружбу. Помните, что в стихотворении присутствует рифма.
Дз- с.170-173
-