Конспект познавательного развлечения Наум Грамотник

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1», г. Биробиджан






Конспект познавательного развлечения
«Наум, наведи нас на ум»
(народный праздник грамоты)



Подготовила:
Воспитатель
Михайлова В.А.














г. Биробиджан, 2015 г.
Цель:
Воспитание любви и уважения к православной культуре и образованию.
Задачи:
1. Познакомить с пророком Наумом Грамотником и его житием;
2. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь воспитанников;
3. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
Форма проведения: беседа с презентацией
Оборудование: Ноутбук, мультимедийная система, проектор, экран, музыкальный центр.

Ход мероприятия:
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады приветствовать вас. Собрались мы не случайно.
(Слад 1) Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси.
(Слайд 2) Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.
(Слад 3) Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».
(Слад 4) Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45-ом году жизни.
(Слад 5) В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.
(Слад 6.) Почему именно живущий в VII веке до н.э. пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше
Ведущий: (Слайд 7) А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец проводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось учение, и пока разучивали «аз» - первую букву алфавита, - матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
(Слад 8) В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».
Славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом.
(Слайд 9) Еще в 863 г. его вместе с братом Мифодием византийский император направил в Моравию (историческая область на территории современных Чехии и Словакии) для проповеди христианства на славянском языке.
(Слайд 10) Перед самым отъездом Кирилл составил Славянскую азбуку и с помощью брата перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг – избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, пластырь и др.

дети:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.- (Н. Кончаловская)

Ведущий: (Слайд 11)
Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, да и знания свое показать. А для этого представителей от каждой группы прошу занять свои места.
Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали свои места за общим столом.
(Слайд 12) Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй». Первый урок-азбука. «Аз, буки, веди, глаголь, добро», - хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед.
(Слад 13) Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
(Слайд 14) Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
(Слайд 15) Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия. Звонит в колокольчик.
( Слайд 16) Делу время - потехе час!
(Слайд 17) Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберите на одну низку. Группа, заработавшая больше всего сушек и получит почетное звание – «Грамотеи».
Испытание 1. «Чтецы»
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждой группа.
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.
Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мифодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году в Львове первопечатником Иваном Федоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки» (Слайд 18)
Ведущий: Каждая группа получает образы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки.
Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.
Пока группы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

Испытание 3. «Собери пословицу» (Слайд 19)
Ведущий: Следующее испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклейте их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, командир пусть поднимет руку.
(Предлагаю следующие пословицы:
Ученье свет, а неученье тьма.
Ученье путь к уменью.
Ученье лучшее богатство.
Ученому везде дорога.

Испытание 4. «Писари» (Слайд 21)
Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишете всего одно слово. «УЧЕБА».
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 5 . «Переведи с русского на русский» (Слайд 22)
Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждая группа выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.
Устаревшие слова:
Палица - дубина с окованным набалдашником.
Око, очи - глаза. «В мгновение ока» 
Перст - палец.
Хоромы - большой жилой дом богатого владельца. «Выстроил себе целые хоромы!» (ирон.)
Чело –по современному лоб. В старину, лоб - верх головы 
Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины.

Испытание 6. «Заключительное» (Слайд 24)
Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитать сушки.
Ведущий: Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы!
Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел еще и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. «Золотые ворота». Дети выходят для игры.
Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался в нутрии круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит народная музыка.
Золотые ворота Проходите господа Первой мать пройдет Всех детей проведет Первый раз прощается Второй раз запрещается А на третий раз Не пропустим вас.




В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.



Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.

Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.


Ученье свет, а неученье тьма.
Ученье путь к уменью.
Ученье лучшее богатство.
Ученому везде дорога.

15