Сценарий познавательного мероприятия Наум-Грамотник
Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас. Собрались мы не случайно.
(Слад 1) Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси.
(Слайд 2) Наши предки издавна обучению грамоте предавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.
(Слад 3) Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум», «Пророк Наум – наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум».
(Слад 4.) Почему именно живщий в VII веке до н.э. пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…
(Слайд 5) Учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.
(Слайд 6) Славянская азбука была создана известным просветителем и проповедником христианства Кириллом. Он составил Славянскую азбуку – Кирилицу - и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг.
(Слайд 7) Сейчас предлагаю вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят рубахи. На ногах – лапти. Все занимали свои места за общим столом.
(Слад 8) В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Отсюда и пошел термин «Нацарапать».
(Слайд 9) В старину, когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол, и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».
А сейчас я предлагаю вам проверить свою грамотность, эрудицию и умение рассуждать (жеребьевка). Прошу команды занять свои места.
(Слайд 10) Итак, первое испытание, которое вам придется пройти называется «Угадалки». В руках у меня конверты с заданиями. Открыв конверт, команде необходимо угадать загаданные в заданиях предметы, найти соответствующую картинку и наклеить напротив задания. Представители от каждой команды - подойдите ко мне и возьмете конверт.
Итак, начали!
(Слайд 11) Следующее испытание ть называется «Решалки». Как вы думаете, что вам предстоит делать? Правильно, решать задачки. Представитель от каждой команды подойдите ко мне. В руках у меня задачки. Вытягивайте по одной, читайте и называйте ответ.
(Слайд 12) А это задание можно смело назвать интеллектуальным. В свитках спрятана тема для размышления. Поэтому и этап называется «Размышлялки».
Итак, в свитке спрятана народная мудрость. Задача команд: прочитать и попробовать поразмышлять на эту тему: почему говорится именно так и что это может означать для людей. Представитель от каждой команды расскажет нам, что же они наразмышляли.
А пока наши команды работают – игра со зрителями! Предлагаю разгадывать загадки.
Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите: (рефлексия) Какой праздник праздновали на Руси 14 декабря?
А почему Наум называется Грамотником?
Откуда пошло выражение «нацарапать»?
Учиться нужно или нет? Почему?
(Слайд 13) Русская народная мудрость гласит: «Грамоте учиться… (продолжают дети)». До новых встреч!