Конспект урока внеклассного чтения по зарубежной литературе Творчество Омара Хайяма
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе в 10 классе
«Творчество Омара Хайяма»
Цели урока:1. Познакомить обучающихся с поэтом, учёным, философом О.Хайяма, его поэтическим наследием. Дать представление о древней форме персидской поэзии – рубаи.2. Способствовать формированию навыка работы с литературоведческими терминами, умения анализировать поэтические произведения, отличающиеся от традиционной литературы, наблюдать и обобщать, давать точный и аргументированный ответ на поставленный вопрос.3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человека.
Задачи:создание условий развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся; формирования коммуникативных и исследовательских компетенций, отношения к литературе как источнику духовного и нравственного совершенствования человека; сохранения уникального культурного наследия человечества.
Оборудование:книжная выставка по теме, раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды – иллюстрации «Рубаи» О.Хайяма., видеофильм «Художественная культура исламского Востока», СD — диск (восточная музыка) Используемые методы: частично – поисковый, эвристический.
Формы учебной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.
Виды контроля:— составление таблицы по биографии поэта;— конструирование предложений;— восстановление и осмысление художественных текстов;— выразительное чтение;
— создание обложки для сборника стихов Омара Хайяма; (домашнее задание)— творческая работа по рубаи; (домашнее задание)— заучивание наизусть понравившихся рубаи. (домашнее задание) Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Подготовка к восприятию материала. Звучит восточная музыка. На экран проецируются слайды –
. На фоне музыки к каждому слайду учитель читает рубаи.
1. Мы цель созданья, смысл его отменный,Взор божества и сущность зрящих глаз.Окружность мира — перстень драгоценный,А мы в том перстне — вправленный алмаз.
2. Жизнь — пустыня, по ней мы бредем нагишом.Смертный, полный гордыни, как ты смешон!Ты для каждого шага находишь причину -Между тем он давно в небесах предрешен.Под этим небом жизнь — терзаний череда.О, нерожденные! Когда б о наших мукахВам довелось узнать, не шли бы вы сюда.Этот мир — эти горы, долины, моря -Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря,Жизнь твоя — на стекле нанесенный рисунок,Неподвижно застывший внутри фонаря.
3. Здесь владыки блистали в парче и шелку,К ним гонцы подлетали на полном скаку.Где все это? В зубчатых развалинах башниСиротливо кукует кукушка: " Ку-ку…"Где Бахрам отдыхал, осушая бокал,Там теперь обитают лиса и шакал.Видел ты, как охотник, расставив капканы,Сам, бедняга, в глубокую яму попал
3.Работа по теме.Слово учителя.Вы удивлены?
Необычная поэзия, музыка?
Сразу возникает вопрос: что это?
Кто автор всего этого необычного звучания?Это персидский философ Омар Хайям.
Сегодня на уроке он предстанет перед вами как ученый, философ, поэт. Мы погрузимся в мир чарующей персидской поэзии — рубаи.
По ходу слушания лекции и просмотра презентации обучающиеся заполняют таблицу.
Годы жизни Значение фамилии В каких науках прославился? Чем? В каких литературных формах работал? Основные темы Последние годы жизни
1.Омар Хайям.Родился в 1028 году в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника. Полное имя ГИЯС АД ДИН АБУЛЬ ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ ХАЙЯМ НИШАПУРИ. Хайям по – персидски буквально – делающий палатки. Детство провёл в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вынужден прервать учение и зарабатывать на жизнь. Около 1097 года работал врачом при наместнике Хорасана. При жизни занимался углублённо алгеброй, астрономией, философией, правоведением, историей, литературой, физикой. Его часто приглашали ко двору властители Востока, а правитель Бухары в знак наивысшего уважения сажал рядом с собой на престол. Он был приближённым султана, но отказался принять власть над родным городом, потому что не любил управлять и командовать людьми, а решил посвятить себя науке и людям 2. Омар Хайям – математик
Он сыграл большую роль в создании и развитии алгебры. В своё время написал трактат «Трудности арифметики». Считается, что именно я открыл формулу возведения двучлена a+b степень n. Дал полную классификацию кубических уравнений. Доказал на примерах взаимосвязь арифметики и геометрии. «Геометрия нуждается в числах» огромный вклад внёс в решение квадратных уравнений. Лозунгом всей моей научной деятельности можно считать слова: «…Я познание сделал своим ремеслом» 3. Омар Хайям – астроном
Он всегда считал, что Вселенная никогда не была создана – она существовала вечно.Работал над реформой иранского солнечного календаря. Реформа календаря была осуществлена в 1079 году, он действовал в Иране почти 900 лет, был отменён только в 1976 году. В моём распоряжении была обсерватория в Исфахане. 4. Омар Хайям – поэт и философПараллельно с занятиями наукой создавал бессмертные стихотворения, известные всему миру. Мои излюбленные темы: любовь, дружба, поиск смысла жизни. Оптимистические и скорбные, практические и возвышенные, но всегда наполненные глубоким смыслом. Мои идеалы в стихах – справедливость, доброта, свобода, честность. Меня часто обвиняли в бунте против догм официальной религии, за это подвергался гонениям. Сохранил свою жизнь только благодаря покровительству высоких правителей. На самом деле был глубоко верующим человеком.
5. Омар ХайямВ последние 10 – 15 лет жизни провёл в уединении, испытывал нужду. Дружил только с книгой. В последние часы жизни читал «Книгу исцеления» В какой – то момент захотелось взглянуть на закат солнца. Подошёл к окну, помолился и умер. Это был 1123 год. Сейчас среди грушевых и абрикосовых деревьев в Нишапуре стоит прекрасный Мавзолей, и жители города часто приходят сюда подумать о жизни.
4. Знакомство с новым жанром. Работа с толковым словарём. Рубаи – философские сентенции. Сентенции ( лат.яз.- мнение, суждение) 1)Изречение морального характера, нравоучение.2)Юридический приговор Рубаи называли самой летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.В фольклоре четверостишие — это, как правило, любовный куплет, исполняемый от лица юноши или девушки5. Задания классу по анализу рубаи.ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Работа с использованием интерактивной доски. Восстановите четверостишие, записанное в Ширазе, переместив на доске строки по порядку.
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Правильный вариант Два яблока, два апельсина пошлю тебе, И два граната в цвет рубина пошлю тебе, А если буду знать наверно, что держишь слово, И сердце собственное выну, пошлю тебе… Восстановить четверостишие
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две главных истины запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что – попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем – попало.Сформулируйте основную идею, заключённую в следующих высказываниях. Какая тема объединяет все эти высказывания? (Тема мудрости)
Сформулируйте идеи, заключённые в следующих рубаи. Какая тема их объединяет? (тема мудрости)
1.Тот, кто с юности верует в собственный ум, Стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм.
2.Жизнь пронесется, как одно мгновение, Ее цени, в ней черпай наслажденье. Как проведешь ее — так и пройдет, Не забывай, она — твое творенье. 3.Непостоянно все, что в мире есть, К тому ж изъянов в том, что есть, не счесть. Поверь же в то. что сущее незримо И призрачно все то, что зримо здесь.
4.Пусть буду я сто лет гореть в огне, Не страшен ад, приснившийся во сне: Мне страшен хор невежд неблагородных, - Беседа с ними хуже смерти мне.
5.Для достойного — нету достойных наград, Я живот положить за достойного рад. Хочешь знать, существуют ли адские муки? Жить среди недостойных — вот истинный ад!
6."Надо жить, — нам внушают, — в постах и труде,Как живете — так и воскреснете-де!"Я с подругой и с чашей вина неразлучен -Чтобы так и проснуться на Страшном суде.
(Учитель читает рубаи, дети рассуждают )
6. Беседа с классом по вопросам.— Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. С чем бы вы могли её сравнить? Какая цветовая палитра возникает в вашем воображении?Попробуйте передать цветом ваше настроение после прослушанных стихов. (Обучающиеся выходят к доске и «выражают свои мысли» цветом (используется функция «Палитра»)— Какой род литературы использует омар Хайям в своих стихах: эпос, лирика или драма? (Лирика)
Составить синквейн Омар Хайям Мудрый, пытливый Ищет, пишет, наблюдает, учится Этот человек заставляет думать. Мысль.
Этот урок — только "глазок" в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть "двери" во Вселенную, имя которой — Омар Хайям.
7.Итоги урока.
8.Домашнее задание: (для выполнения обучающийся выбирает одно на выбор)— создание обложки для сборника стихов поэта. (проиллюстрировать понравившееся стихотворение)— выучить наизусть любые стихотворения (не менее 3)— написать небольшое эссе по заданию: «Сформулируйте философию жизни, высказанную в стихотворении»
Других не зли и сам не злись Мы гости в этом бренном мире И если что не так – смирись, Умнее будь и улыбнись. Холодной думай головой Ведь в мире всё закономерно. Зло, излучённое тобой, К тебе вернётся, непременно. Омар Хайям.
Ф.И. учащегося_________________________________________________________________
Годы жизни Значение фамилии В каких науках прославился? Чем? В каких литературных формах работал? Основные темы Последние годы жизни
Оценка__________
Ф.И. учащегося_________________________________________________________________
Годы жизни Значение фамилии В каких науках прославился? Чем? В каких литературных формах работал? Основные темы Последние годы жизни
Оценка__________
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Два яблока, два апельсина пошлю тебе,
И сердце собственное выну, пошлю тебе…
А если буду знать наверно, что держишь слово,
И два граната в цвет рубина пошлю тебе,
Чтоб мудро жизнь _________, знать надобно немало. Две главных ___________ запомни для начала: Ты лучше ____________, чем что – попало есть, И лучше будь __________, чем вместе с кем – попало.
Чтоб мудро жизнь __________, знать надобно немало. Две главных ___________ запомни для начала: Ты лучше ___________, чем что – попало есть, И лучше будь _________, чем вместе с кем – попало.
Чтоб мудро жизнь __________, знать надобно немало. Две главных __________ запомни для начала: Ты лучше ___________, чем что – попало есть, И лучше будь _________, чем вместе с кем – попало.