Чтение рассказа Н. Носова
Тема: Чтение рассказа Н. Носова "Карасик"Цели: продолжать знакомить детей с литературным жанром - рассказ, расширять представления детей о творчестве писателей (детских), учить оценивать поступки героев, понимать нравственный смысл, изображаемых событий, развивать память, мышление, внимание. Воспитывать любовь и интерес к литературным произведениям.
Материал к занятию: шкатулочка с серебряным ключиком, портрет Н. Носова, презентация биографии Н.Носова, аудиокнига Н.Носова «Карасик», проектор, ПК, цветная иллюстрация "Аквариум", дидактическая игра "Кто быстрей исправит ошибку?".Ход занятия:
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Обыгрывание волшебной шкатулочки и ключика. Открыв шкатулочку, находят серебряный ключик. Выясняют, что будут знакомиться с рассказом.
2. Беседа о литературном жанре - рассказе.
- Чем отличаются рассказы от других литературных жанров? (если дети затрудняются, воспитатель дает полное разъяснение).
- Каким словом можно назвать автора рассказа? (писатель). Давайте произнесем волшебные слова и узнаем, какое произведение для нас подобрала сегодня царица?
Все хором произносят:
"Серебряный ключик,
Ты нам помоги,
Страницу с рассказом
Скорей отомкни!"
Воспитатель открывает книгу
3. Рассматривание портрета писателя и небольшой рассказ о творчестве писателя (презентация): "Н. Носов - известный детский писатель. Его рассказы очень понятны и интересны для детей. Его герои попадают в разнообразные интересные истории. Всем детям хорошо знакомы его произведения "Незнайка на Луне", "Живая шляпа", "Фантазеры". Спасибо нашей царице Литературе, что сегодня предлагает нам рассказ Носова "Карасик". Давайте прочитаем его, слушайте внимательно.
II РАБОТА С РАССКАЗОМ
I. Чтение текста (аудиокнига).
2. Беседа по содержанию:
-Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Правильно ли поступил Виталик, поменяв рыбку на свисток? Почему?
- Зачем мальчик спрятал Мурзика?
Почему Виталик сказал маме неправду о пропаже рыбки? А как бы поступили вы?
Почему переживал Виталик за Мурзика?
- Какие чувства он испытывал в то время, когда мама хотела наказать кота?
- Как вы думаете, какая была мама у Виталика?
- А вы когда-нибудь говорили неправду своим родителям? Почему?
- Есть ли у вас дома животные? Как вы к ним относитесь? Какие чувства испытываете к ним?
III. РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ "АКВАРИУМ".
- Что вы можете сказать об обитателях аквариума?
- Как надо ухаживать за аквариумом?
- Какие рыбки могут жить в аквариуме?
- Для чего нужны водоросли в аквариуме?
IV. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "КТО БЫСТРЕЕ ИСПРАВИТ ОШИБКУ?"
Папа подарил Виталику машинку с прицепом (мама подарила аквариум с рыбкой)
Рыбка называлась золотой окунек (серебристый карасик)
Все время заботился о рыбке (нет, только первое время)
У Виталика был щенок Шарик (нет, котенок Мурзик)
Щенок был рыжий (котенок был серый)
Друга Виталика звали Петя (нет, Сережа)
Виталик поменялся с Сережей на пистолет (нет, на свисток)
Виталик рассказал маме всю правду (нет)
Виталик нашел Мурзика и принес домой (нет, он пытался его спрятать)
Мама наказала Мурзика (нет, Виталик заступился за котенка)
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Анализ занятия.
Подведение итогов занятия.
Закрытие книги.