Обобщение опыта: проектная деятельность на уроках русского языка и литературы, во внеурочной работе (педагогический проект «Мы вместе»)
Обобщение опыта: проектная деятельность на уроках русского языка и литературы,
во внеурочной работе (педагогический проект «Мы вместе»)
Новые федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие сегодня перед образованием. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться.
Среди результатов освоение основной образовательной программы основного общего образования названы «умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области в области использования информационно-коммуникационных технологий». (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.С.7.)Большие возможности в этом плане открывает метод проектов (проектная технология) – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта. (.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты ! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич /Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013)
В течение 5-ти лет были успешно реализованы как долгосрочные, так и среднесрочные проекты.
Долгосрочный проект «Мы вместе» разработан учителем русского языка и литературы Дреко С.Ф., классным руководителем Криворучко А.В., родителями и учениками 9в класса. Содержание проекта ориентировано на разносторонние интересы, интеллектуальные запросы учеников и родителей и включает среднесрочные, краткосрочные проекты как образовательные, так и социальные.
Цели проекта «Мы вместе»: на основе совместной деятельности учителя русского языка и литературы, классного руководителя, учеников и родителей создать интеллектуальную среду, помогающую решать как образовательные проблемы, так и проблемы межличностных отношений.
Задачи проекта: находить значимую проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания; дать возможность связать теорию с практикой; развивать творческие способности учащихся, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора; организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, классным руководителем, родителями, одноклассниками.
Долгосрочный проект «Мы вместе» включает следующие среднесрочные проекты: «Общее дело» (помощь ветерану Великой Отечественной войны А.Ф. Кастанову ( планировали и осуществляли проект классный руководитель Криворучко А.В., родители, ученики); «Здоровый образ жизни» (организация турпоходов – классный руководитель Криворучко А.В., родители, ученики); проект «Зимняя олимпиада – 2014: быстрее, выше, сильнее» (учитель русского языка и литературы Дреко С.Ф., ученики, классный руководитель Криворучко А.В, родители); «Через прошлое и настоящее – в будущее» (образовательная поездка в Санкт-Петербург, организаторы и участники проекта: классный руководитель Криворучко А.В., родители, ученики, учитель русского языка и литературы Дреко С.Ф. и учитель психологии Пудовкина Н.Ю.).
В долгосрочный творческий проект «Читаем классику вместе» (учитель русского языка и литературы Дреко С.Ф., ученики, родители) вошли среднесрочные проекты: литературная игра «На поле брани» по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; литературная гостиная по пьесе «Ромео и Джульетта» У. Шекспира; спектакли «Сцены из провинциальной жизни» и «сказка про Федота-стрельца, удалого молодца»; Поэтический вечер «Осенние мелодии»; литературно-музыкальная композиция «Дорогами войны»; уроки для родителей по произведению «Старик и море», Э. Хемингуэя; «Стихи и проза М.Ю. Лермонтова» (к 200-летию поэта); проекты «Новогодний репортаж», «Любимая книга моей семьи», «Роман «Евгений Онегин - «энциклопедия русской жизни» и др.Именно проект «Мы вместе» способствовал созданию среды для духовного общения, творческого поиска, интеллектуальных дискуссий, что в свою очередь привело к взаимопониманию между учителями, родителями, учениками, к единению людей разных поколений, так необходимому сегодня.
Особое место занимает проектная деятельность в работе с одаренными детьми, тонко чувствующими окружающий мир, пишущими стихи, прекрасно рисующими. Результатом этой работы стали три сборника стихов и прозы гимназистов: «Подснежник» (2011г.), «Воспоминания» (2012г.), «О любви» (2013г.). Проект «Проба пера» был задуман и осуществлен учителем русского языка и литературы С.Ф. Дреко вместе со своими учениками. На международном конкурсе «Олимп Успеха» педагогические проекты «Проба пера», «Дебют» были удостоены
I места. Совместно с учителем изобразительного искусства С.В. Захарченко был воплощен в жизнь и проект «Новые имена» (персональная выставка работ ученицы гимназии Краснихиной Кристины).
Проект «Театр и школа» тоже является долгосрочным и занимает особое место в эстетическом, патриотическом, нравственном воспитании гимназистов. В течение 3-х лет ученики 5-9-х классов принимают участие в мастер-классах, организованных КСЦ «Газодобытчик»( г. Новый Уренгой) в рамках фестиваля «Я-мал, привет!». В результате были созданы мультфильм «Северная сказка»(2013г.), три короткометражных фильма («Пигмалион», «Мечтать не вредно», «О любви» (2014 г.), придуманы и озвучены две сказки «Зайчик», «Солнце» (2015г.). Ученики не только с удовольствием смотрят спектакли, открывая для себя новый мир, мир театрального искусства, но и обсуждают постановки с классными руководителя, одноклассниками, родителями, спорят, пишут отзывы, сами инсценируют художественные произведения. «Повесть о первой любви», «Чума на оба ваших дома», «Парашютисты», «Пять вечеров», «Спящая красавица», «Когда не говорят прости», «Кон.Вой», «Город на заре» - вот далеко не полный перечень спектаклей, которые посмотрели ученики с учителями и родителями.
Таким образом, метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика. Проектная деятельность помогает связать теорию с практикой, развивать исследовательские, творческие способности учащихся, создает условия для самостоятельной деятельности ученика, позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями, сверстниками, родителями.
Литература:
1.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты ! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич /Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, №4, 2000.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000.
Приложение №1
Проект «Новогодний репортаж»
Проект выполнен под руководством С.Ф. Дреко,
учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия г. Новый Уренгой
1.Название проекта: «Новогодний репортаж».
2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, право, этика.
3. Тип проекта: практико-ориентированный (творческий), групповой, межпредметный, среднесрочный.
4. Цель проекта: изучив теоретический материал по темам «Особенности публицистического и художественного стилей», «Жанры публицистического стиля», «Репортаж. Виды репортажей», «Интервью: этические и правовые нормы», взять интервью, подготовить репортаж.
5. Задачи проекта:
а) изучить теоретический материал;
б) проанализировать особенности публицистических жанров;
в) изучить этические и правовые нормы, которые необходимо соблюдать во время интервью;
г) подготовить вопросы для интервью;
д) подготовить репортаж.
6. Руководитель проекта: С.Ф. Дреко.
7. Возраст участников проекта: 14-15 лет.
8. Аннотация проекта: данный практико-ориентированный проект направлен на получение опыта работы с жанрами публицистического стиля, на овладение навыками подготовки репортажа, ведения диалога, соблюдения этических и правовых норм во время интервью, необходимых не только для конкретного вида деятельности, но и в повседневной жизни. Кроме того, проект позволяет обратиться к семейным традициям, ценностям, требующим сегодня особого внимания.
9. Предполагаемый продукт проекта: новогодний репортаж (статья, видеозапись, интервью)
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся:
а) разбейтесь на группы, определите, что вы знаете, а какой теоретический материал предстоит изучить, какие источники информации следует использовать;
б) составьте план работы, определите место и время совместной деятельности;
в) изучив теоретический материал, соберите и систематизируйте все сведения об информационном жанре журналистики – репортаже (виды репортажей); интервью (обратите внимание на то, какие правила нужно соблюдать, когда берете интервью):
г) практическая часть: подготовьте репортаж, выбрав одну из тем («Новый год в моем городе», «Праздничный город», «Эти удивительные елки», «Новогодние традиции нашей семьи», «Новогодние каникулы», «Тайны новогодних игрушек» и др.), включите в репортаж интервью с членами семьи, друзьями, близкими соседями;
д) примерные вопросы, составленные учащимися, которые можно задать во время интервью.
- Заканчивается еще один год. Какое событие в уходящем году было для Вас самым значимым?
- Какой Новый год из своего детства Вы запомнили больше всего и почему?
- Как Вы выбираете елочные игрушки? Какие из них Вам особенно дороги? Может быть, с ними связаны какие-то истории? Расскажите, пожалуйста.
- Что бы Вы хотели пожелать своим друзьям, жителям своего города, всем россиянам?
11. Во время реализации проекта совместно преодолевайте возникшие трудности, при необходимости обращайтесь к учителю.
12. Представление проектов. Ответы на вопросы.
13. Осмысление и оценка проекта.
Литература:
1.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты ! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич /Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, №4, 2000.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000.
Приложение №2
Проект «Любимая книга моей семьи»
Проект выполнен под руководством С.Ф Дреко, учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия
г.Новый Уренгой
Название проекта: «Любимая книга моей семьи».
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык и литература, изобразительное искусство, информатика, психология, этика.
Тип проекта: творческий, групповой, межпредметный, среднесрочный.
Цель: подготовить совместно с родителями представление любимой книги своей семьи.
Эпиграфы:
«Слово, идущее от сердца, проникает в сердце».
( Низами)
«Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».
( Ф.Бэкон)
«Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна».
( А.Твардовский)
Задачи:
1. Оформить заявку на участие в проекте
а) фамилия, имя, отчество каждого участника
б) название книги, автор
2.Представить любимую книгу своей семьи:
а) презентация
или
б) рассказ о том, когда, при каких обстоятельствах книга была прочитана впервые, какое впечатление произвела (рассказ можно оформить иллюстрациями, дружескими шаржами, фото)
3. Коротко рассказать сюжет (выразительно, выбрав необходимую интонацию)
4. Прочитать выразительно диалог
5. Подготовить инсценировку отрывка из книги
6. Прочитать монолог с музыкальным сопровождением (музыка подбирается или исполняется участниками проекта) (выполняется 4, 5 или 6 задание по выбору участников проекта)
В проекте могут участвовать все члены семьи: младшие и старшие братья и сестры, бабушки, дедушки; близкие друзья семьи, все, с кем бы вам хотелось поделиться
- своим открытием – мудрой, умной, веселой, ироничной, поучительной книгой;
- своими сокровенными мыслями и чувствами;
- своими тревогами, переживаниями, восторгами.
Если во время нашей встречи Вам захочется прочитать свои любимые стихи, рассказать интересную историю, поделиться своими размышлениями, мы с радостью Вас послушаем.
Заявка на участие в проекте «Любимая книга моей семьи»
I ФИО
1. Я (ученик) …………………………………………………………………………………..
2. Папа …………………………………………………………………………………...
3. Мама …………………………………………………………………………………..
4.Брат……………………………………………………………………………………..
5. Сестра…………………………………………………………………………………
6. Бабашка ……………………………………………………………………………….
7. Дедушка……………………………………………………………………………….
8. Друзья семьи ………………………………………………………………………….
9. Мои друзья…………………………………………………………………………….
II 1.Название книги………………………………………………………………………
2. Автор………………………………………………………………………………...
III.Заявка на участие в проекте «Любимая книга моей семьи» (до… дата)
Представить материалы (презентация, творческое задание) к (...дата)
IV. Представление проекта.
V. Рефлексия.
Приложение №3
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.Тема проекта
2. Цель:
3.Задачи
4. Что знаем
5. Что еще нужно найти
6.Что можно использовать
7. Источник информации
Виды информации
8. Группа (ФИО)
9.План
10. Распределение обязанностей
11. Сроки выполнения 12. Координатор 13. Продукт 14. Представление продукта
15. Оценка 16. Рефлексия
Проектный продукт
Проектный продукт – это то, что должно быть создано в результате работы над проектом. Перечень возможных проектных продуктов весьма обширен.
Мультимедийный продукт:
*мультимедийная презентация;
*видеоклип;
*видеофильм;
*гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно-музыкальными материалами);
*компьютерная графика;
*веб-сайт.
Научные или учебные материалы:
*научный доклад;
*научная статья;
*сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.;
*отчет об исследовательской работе;
*анализ данных социологического опроса;
* словарь;
*тесты;
*атлас, карты;
*учебное пособие.
Публицистические материалы:
*стенгазета;
*школьная тиражная газета;
*журнал;
*заметка, интервью, обзор и т.д.
Нормативные документы:
*инструкция;
*законопроект;
*система школьного самоуправления.
Творческий продукт:
*сборник стихов;
*литературный альманах;
*альбом с иллюстрациями;
*картина;
*театральная постановка.
Мероприятия:
*экскурсия;
*праздник;
*соревнование;
*деловая игра;
*викторина (КВН, «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники» и др.).*пресс-конференция;
*литературное кафе.
Литература: 1.Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты ! 5-11 классы: учебно-методическое пособие /А.Г. Нарушевич /Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, №4, 2000.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, №7, 2000.
Проектная деятельность
на уроках русского языка и литературы,
во внеурочной роботе
МБОУ Гимназия
Учитель: С.Ф. Дреко
Новый Уренгой
2014 - 2015