Отчет работы классного руководителя по теме самообразования Здоровьесберегающая деятельность начальной школы в процессе воспитания и социализации


Отчет работы классного руководителя
по теме самообразования «Здоровьесбережение»
за 2014-2015 уч. г. 2 «Б» класса
выполнила Бубликова Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ Киселевского городского округа «ООШ № 35»
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как дезадаптация поведения, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, эгоцентризм, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, снижение самоконтроля. «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. В деятельности данного направления целями и задачами являются:
1.  сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 2.   дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
3.    сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
4.    научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
5.  сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
6.     сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
7.   обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
8. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
9.   научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять доровье 10. потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
-   создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
-   рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, -   эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, - реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; Так у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе, она бы помогла бы обучающемуся сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии.
В реализации здоровьесберегающего подхода одними из важных условий являются:
1. Моделирование положительного настроя обучающихся и учителя. Что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 1-2 минуты. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения обучающихся, праздниках. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.
2. Исключение стрессовых ситуаций на уроке также являются важным условием успешной деятельности учителя. Во время уроков нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, «примерить на себя» и прочувствовать тот или иной эпизод.
3. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учётом природы конкретного ребёнка, его задатков, способностей, возможностей и т.д. Технология личностно-ориентированного обучения направлена на формирование психики здоровой личности посредством специальных приемов и методов (подари мне счастье). Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками. 4. Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в классе и школе в целом большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.
Организация обучения в режиме «динамических пауз» предполагает использование на уроке физкультминуток - прием необходим для сохранения правильной осанки у детей. Смену рабочей позы рекомендуется осуществлять 1-2 раза за урок с учетом сезона и двигательной активности, характером предшествующего урока. Следует отметить, что в данном случае действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы. В этом случае приходится часто менять виды деятельности, проводить задания с двигательной активностью, вызывать детей к доске, группировать и пересаживать во время урока, все это ведет к снятию внутренней физической и психологической усталости обучающихся. Для физической и психологической разгрузки во время урока я использую релаксационные паузы.
Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
5. Управление речью или технология эффективной речевой деятельности. Данная технология очень активно применяется на моих уроках., т.к. в ее основе лежит не традиционность урока, а « все что необычно, то и интересно»: урок-исследование, кукольный театр, интервью, радио-передача, репортаж, соревнование, урок-презентация и т.д. Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает стрессовые ситуации во время урока способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей.
7. Формирование навыков здорового образа жизни реализуется за счет тематики учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. Педагог должен быть заинтересован в том, чтобы дети были здоровы и вели правильный образ жизни, т.к. это способствует правильному развитию всех качеств эмоционально-волевой, интеллектуальной и психофизиологической сфер деятельности. Результатом чего является воспитание психики здоровой личности ребенка.
Систематически проводимая работа по сохранению здоровья школьников улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний, а главное, не вредит здоровью школьников. Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. Дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно.
8. Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Поэтому мне хочется отметить понимание и поддержку родителей. Часто родители являются инициаторами совместных спортивных мероприятий, активными их участниками. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»). Были даны рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так мной были подобраны упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендованы родителям.
9. К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматерапию. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). В классе много комнатных растений, которые очищают воздух.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. Многое из перечисленного здесь приемлемо для применения в любом классе и даже школе. Ведь здоровье должно быть и у детей и у учителей! Я считаю, что здоровье - наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.
В кабинете оформлен классный уголок «Живите здорово!», во всех классах проведены Уроки здоровья в рамках всемирного Дня здоровья. В библиотеке организована книжная выставка «Будем здоровы». Также во всех классах проведены классные часы по проблеме профилактики вредных привычек.
В течение года продолжает проводится проверка санитарно-гигиенического состояния классных комнат, спален, режима проветривания помещений, где находятся учащиеся, а так же тепловой режим, освещенность, чистота помещений. Результаты проверок отражаются в справках.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью растущего организма. На уроках и внеклассных мероприятиях проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, которые помогали предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, и являлись профилактикой нарушения осанки. Предпочтение отдается простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади.
Результаты здоровьесберегающей деятельности в классе за учебный год – проведенные мероприятия, соответствующие поставленной задаче:
сентябрь – беседа «Безопасный маршрут» (1.09), игра – викторина «Дорожная Азбука пешеходов» (1.09), практическое занятие «Чистофета» (8.09), субботник «Чистота – залог здоровья!» (19.09), день здоровья «Веселые старты!» (18.09), урок безопасности «Опасности вокруг нас» (26.09), игра «Доктор Пилюлькин» (24.09), акция «Водитель, будь внимателен!» (22.09);октябрь – час общения «спайсы = ЯД!» (3.10), час общения «Белая трость» (15.10), игра – путешествие «Юный водитель» (6.10), субботник «Самый классный чистый класс!» (31.10),;ноябрь – спортивные состязания «Молодецкие эстафеты!» (10.11), акция «Дерево здоровья» (12.11), игра – викторина «Осторожно – ОПАСНО!» (12.11), конкурс «Вперед к Олимпийским победам!» (11.11), путешествие по станциям «Вредным привычкам места нет!» (20.11), познавательная программа «Огонь ошибок не прощает!» (26.11), викторина «Мой друг – красный, желтый, зеленый…» (28.11);декабрь – акция «Дерево здоровья» (3.12), познавательная программа «Огонь ошибок не прощает!» (5.12), просмотр мультфильма «Азбука безопасности со Смешариками» (5.12), спортивная игра «Юный футболист» (10.12), просмотр мультфильма «Светофор – наш друг!» (13.12), интеллектуальная игра «Моя безопасность» (18.12), конкурс рисунков «С огнем шутки плохи» (19.12), познавательная игра «Осторожно, электричество!» (22.12), акция «Самый чистый класс – КЛАСС!» (25.12);январь – конкурс рисунков «Радуга Здоровья» (12.01), познавательная игра «Нога в ногу с дорогой!» (13.01), викторина «Если хочешь быть здоров…» (16.01), час общения «Плох обед, если хлеба нет» (21.01), путешествие по станциям «Домашние опасности» (23.01), урок - здоровье «Растения и человек» (29.01), игра – викторина «Трехцветный коктейль» (26.01);февраль – акция «Дерево здоровья» (2.02), познавательная программа «Дороги вокруг нас» (4.02), тренинг «Умей держать себя в руках» (6.02), практическое занятие «Опасные ребусы» (12.02), час общения «Кулинарное путешествие» (13.02), урок – здоровье «На вкус и цвет товарищей нет!» (17.02), акция «Родительский урок» (16.02), КВН «Мальчишки против девчонок!» (24.02), интеллектуальный поединок «ПДД» (25.02), викторина «Дары моря» (27.02);март – час общения «Где найти витамины весной?» (3.03), викторина «Весенние опасности» (6.03), познавательная программа «Вредные привычки не мои сестрички!» (11.03), путешествие по станциям «Трехглазый друг ВДРУГ…» (13.03), Поле Чудес «Витамины» (19.03), акция «Дерево здоровья» (24.03), игровая программа «Умный пешеход» (27.03). Работа по здоровьесбережению в классе будет продолжаться до конца учебного года, на апрель и май запланированы следующие мероприятия:
урок – здоровье «Как утолить жажду?» (2.04),
час общения «День рождения Зелибобы» (6.04),
спортивные состязания «Веселые старты!» (7.04),
субботник «Чистый класс у нас!» (9.04),
конкурс «Мой друг велосипед!» (17.04),
конкурс стихов «От экологии природы к экологии души» (20.04),
познавательная игра «Проживем без пожара!» (30.04),
урок – здоровье «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» (5.05),
час общения «Кулинарные традиции моей семьи» (13.05),
праздник «В гостях у светофора» (14.05),
викторина «Витаминки в моей корзинке» (20.05),
Поле Чудес «Здоровье в твоих руках!» (21.05),
Игра «Я ЗДОРОВ!!!» (26.05).
Цели и задачи на следующий 2015-2016 учебный год:
1. Разработать и внедрить систему взаимодействия классного руководителя с кураторами здоровьесбережения, ОТ, ОБЖ и ПДД.
2. Расширить участия классного коллектива во внеклассных мероприятиях по здоровьебережению.
3. Внедрить новые, наиболее эффективные формы и методы пропаганды ЗОЖ.
Таким образом попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы планирую ввести в следующем учебном году элементы здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. Я хочу познакомить вас с некоторыми из этих приёмов:
- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения;
- использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 на 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте ( над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учитель прикрепляет изображение жёлтого листочка и предлагает проследить глазами , как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. А по ходу задания дети читают на плакате короткое стихотворение об осени;
- такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
- с этой же целью можно проводить мимические упражнение. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные; дети их копируют.
ВЫВОД:
В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.
Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
кл. руководитель Бубликова Е.В.