«Развитие познавательных и коммуникативных УУД в рамках реализации творческого подхода в обучении иностранному языку. Метапредметные связи.»


Тема «Развитие познавательных и коммуникативных УУД в рамках реализации творческого подхода в обучении иностранному языку. Метапредметные связи.»Выполнила: И. В. Яник учитель МБОУШкОЛА№48 «только рассматривая личность как субъект деятельности, мы отдаем должное и индивидуальному своеобразию людей, и их творческой активности. Когда мы говорим о личности как о субъекте в контексте исследований по психологии творчества, мы должны учитывать факторы, связанные, прежде всего, с определенными формами внутренней активности, которые развивает личность, а также с внутренним миром личности творца, или субъекта творческой деятельности» Д.А. ЛеонтьевЦель работы: Стратегической целью любого изменения или реформирования образовательного процесса является повышение его качества и разработка методов обучения адекватных возможностям ученика.Задачи работы : Универсальные учебные действия (УУД). Роль творческих заданий в обучении английскому языку. Методические рекомендации Нормативно-правовые основы….Федеральный государственный стандарт начального общего образования.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Новые образовательные стандарты призваны реализовать имеющийся потенциал общего среднего образования. Важнейшей задачей этих стандартов является развитие и становление таких личностных характеристик обучающегося как активная заинтересованность в познании окружающего мира, осознание ценности науки и творчества, а также развитие познавательных и коммуникативных УУД (универсальных учебных действий).Одним из способов достижения поставленной цели является использование творческих методов обучения и реализация в учебном процессе метапредметных связей. При изучении иностранного языка формируются следующие УУД:- умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;- умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;- умение координировано работать с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки подробнее. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем. 1. общеучебные УУД – это: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;- умение структурировать знания;- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2) универсальные логические действия – это: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.3) УУД постановки и решения проблемы – это:- формулирование проблемы;- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:.развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;.развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;.расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;.развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;.овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.) Роль творческих заданий в обучении английскому языкуУчебное задание должно соответствовать тому виду деятельности, которому оно призвано научить. Поскольку нас интересует роль творческих заданий в обучении иностранному языку школьников младших классов, приведем определение понятия «творчество». По данным современной науки, под этим термином чаще всего понимается - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры, деятельность, результат которой - создание новых материальных и духовных ценностейАнглийский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - готовность слушать собеседника и вести диалог, - определение общей цели и путей ее достижения, - готовность разрешать конфликты. Нельзя недооценивать важность использования песен, стихов и рифмовок при изучении английского языка. Они дают учащимся возможность расширять словарный запас и развивать долговременную память.Существует много способов разучить песню. Дети могут слушать песню и двигаться под музыку. Если в песне есть слова, которые часто повторяются, дети их быстро подхватят. Нельзя настаивать на том, чтобы дети сразу же пели песню. Одни учащиеся смогут присоединиться к пению уже после второго прослушивания, другим потребуется для этого больше времени. Учитель не должен никого торопить. Он помогает детям и подбадривает их. Песни несложные, они в основном содержат знакомые слова и структуры, дети запоминают песни быстро и исполняют их с удовольствием.Как работать с песней• Учитель обращает внимание детей на картинки, иллюстрирующие песню, и задает по ним вопросы, например: Who's this? What's this? What colour is...? Where are they? И т. д.• Учитель раздает учащимся карточки с ключевыми словами из песни и/или соответствующие им картинки (см. с. 86, раздел Банк ресурсов).• Включается запись песни. Учащиеся слушают запись и следят по картинкам учебника.• Во время второго прослушивания учитель предлагает учащимся поднять карточки со словами/картинки, которые они слышат в песне. Там, где можно, учащиеся с помощью мимики и жестов изображают предметы и демонстрируют действия, показывая таким образом, что они понимают содержание песни (TPR - Total Physical Response).• Дети следят за текстом и проговаривают слова песни за учителем.• Учащиеся прослушивают песню столько раз, сколько необходимо для того, чтобы большинство детей приняли активное участие в ее исполнении.• Песне, включенной в школьную пьесу, следует уделить больше внимания.Вот несколько способов, которые помогут сделать процесс разучивания песен, стихов и рифмовок более увлекательным и эффективным.а) «Слушай и делай» (TPR - Total Physical Response). Дети встают в круг. Учитель включаетзапись песни и демонстрирует движения. б)Использование опор. У детей есть набор копий картинок для каждого модуля из «Книгидля учителя» (см. раздел «Банк ресурсов»). Учитель просит детей показывать картинкикаждый раз, когда они слышат соответствующие слова в песне.в) Инсценирование.. ЗаключениеДля формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам (далее - ИЯ) следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу ИЯ?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.2. Обучение ИЯ, особенно на начальном этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях ИЯ – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию УУД могут способствовать задания творческого характера, например: 1. Отгадывание кроссворда. 2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике. 3. «Нарисуй картинку и составь ее описание». Например, при изучении отдельных тем. 4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»; 5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей». 6. Придумайте загадку для своих друзей. 7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т.д. Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». 3. Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение ИЯ способствует: общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.Изучение ИЯ способствует развитию смыслового чтения; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).4. Формированию УУД способствуют: реализация деятельностного подхода; развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности и т.д.; развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения; широкие возможности контроля и самоконтроля; задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников; диалоги этикетного характера; обсуждения ситуаций, требующих морального выбора; развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих; сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка; развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на ИЯ, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения различных народов.Таким образом, формирование УУД учащихся представляет собой несомненный интерес как в общетеоретическом, так и практическом аспекте.