Доклад на тему Формирование УУД в рамках реализации ФГОС




Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;
ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
  Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.  В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, но в соответствии с современными требованиями.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. На его примере раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, на котором идет работа над формированием УУД:

Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Универсальные
учебные действия
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные
Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)

Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе
PowerPoint)

Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
Работа по решению проектных задач.
Проведение ролевых игр.
Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),
учитель консультирует
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)
Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,
учитель консультирует, советует, помогает
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Использование памяток.
Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),
учитель консультирует
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)
Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»

Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Дифференциация заданий.
Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.



Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Актуальность приобретают теперь слова:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет». (Уильям Уорд)

Одним словом, учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Таким образом, результатом обучения в начальной школе архиважным должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД), необходимо:
1) вначале сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин (математики, русского языка, окружающего мира и т. д.), организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости
· коррекцию;
4) в завершении организовать контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Методики для проведения диагностики сформированности УУД обучающихся:

Методика «Беседа о школе» 
модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера


Проба на познавательную инициативу
«Незавершённая сказка»


Методика «Кто я?»
модификация методики М.Куна


Рефлексивная самооценка учебной деятельности 



Шкала выраженности учебно-познавательного интереса
по Г.Ю.Ксензовой 


Опросник мотивации 



Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха 



Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи 



Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006 


Анкета «Оцени поступок»
по Э.Туриелю




Список литературы

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» /Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.











формирование ууд 00115