Формирование приёмов осмысленного запоминания у учащихся с задержкой психического развития
Формирование приёмов осмысленного запоминания у учащихся с задержкой психического развития
Бакрина Юлия Юрьевна,
учитель-дефектолог муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, а существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запоминать различную информацию более эффективно, то есть сделать процесс усвоения знаний более легким и естественным, одним словом, как затратить меньше сил на запоминание и как оптимизировать этот процесс. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат всего два фактора - АССОЦИАЦИИ и ВООБРАЖЕНИЕ. Ассоциирование - это связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Воображение - это второй (и не менее значимый) фактор, который потребуется для овладения искусством хорошего запоминания. Воображение - это то, что необходимо постоянно призывать на помощь в процессе усвоения новой информации.
Принципы эффективного запоминания - это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием). Целью же их применения является улучшение эффективности применяемых техник. С другой стороны, при включении в процесс запоминания этих принципов существенно облегчается сам процесс запоминания. Но самое главное - возрастает его качество. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности. Тем не менее, по мере взросления ребенка на передний план все более выдвигается произвольная память, реализующиеся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребенка новые черты. Он получает дополнительные возможности для регуляции своего поведения, в частности для смысловой организации мнемической деятельности. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти. Отмечено снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как одна из главных причин трудностей в школьном обучении.
Мнемическая деятельность детей с задержкой в развитии характеризуется рядом своеобразных черт. Прежде всего, недостаточным умением использовать рациональные способы запоминания. Большинство детей владеют приемами смысловой группировки материала по родовому признаку, но одни из них классифицируют предметы на высоком уровне словесно-логического обобщения, другие действовали лишь интуитивно-практически, словесно не обозначая выделяемые группы. Для детей с задержкой развития основные трудности как раз и возникали в применении классификации.
Без специального обучения приемам запоминания дети с задержкой развития испытывают серьезные затруднения в применении наглядных опор при воспроизведении словесного материала. Вспомогательные средства в виде картинок не всегда повышают продуктивность их работы.
Ядром коррекционных мероприятий, несомненно, является формирование у детей специальных приемов запоминания, т. е. развитие у них логической памяти. К другому важному направлению этой работы можно отнести обучение детей правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им импульсивность и неумение сосредоточивать свое внимание.
Условия развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения. Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.
В настоящее время разрабатывается и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Предложенные упражнения направлены на развитие смысловой памяти и возможности формирования рациональных приёмов осмысленного запоминания у учащихся с задержкой психического развития.
1.Упражнения, направленные на формирование способностей устанавливать связи между элементами.
«Мешочек».
Учащимся предлагается несколько слов, которые необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а затем – придумать историю, в которой все слова должны быть задействованы.
медведь воздух ваза
тележка пчела кот
колокольчик вода ромашка
«Цепочка».
Цель: побудить учащихся к ассоциативному мышлению.
Учащимся предлагается несколько слов, и общими усилиями фиксируются все ассоциации, возникающие при чтении слов, например:
Верблюд – горб, пустыня, вода, песок, колючка, караван и т.д.
Далее самостоятельно работают над 2 – 3 словами.
Примерные слова: ноготь, стакан, грызть, ослик, солнечный, лёгкий
«Логическое запоминание».
Цель: формирование умения устанавливать логические ассоциации, т.е. развивать логическое запоминание.
Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведённых ниже слов, например, весна – солнце и т.д.
лето время бедность
свобода жара терпение
танец завтрак скука
«Составление рассказа».
Цель: научить детей запоминать несколько логически не связанных слов.
Начинаем с 10 слов:
дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга.
Чтобы запомнить данные слов, можно связать их в рассказ.
Например: Представьте зелёное красивое дерево. Из дерева изготавливают мебель: столы и стулья. Смотрю на стол и вижу, что на нём разлита вода, которая, стекая вниз, образует реку. По реке плывёт корзина, из которой лежит расчёска, мыло. Мылом я вымою волосы, которые похожи ёжик. Мне очень неудобно. Я стягиваю их резинкой. Затем сажусь читать книгу.
Сначала дети пытаются представить рассказ составленный вместе с учителем, затем практикуются сами. В дальнейшем, на заключительном этапе, педагог только диктует слова, дети, самостоятельно фантазируя, запоминают их.
Постепенно количество слов для запоминания увеличивается.
2.Упражнения, направленные на обучение младших школьников приёму классификации.
Для выполнения классификации нужно уметь выделять разные признаки объектов, сравнивать объекты по этим признакам, обобщать, т.о. для выполнения данного приёма должны быть хорошо развиты процессы анализа и синтеза.
На подготовительном этапе обучения приёму классификации включаются следующие виды упражнений:
1.задания, в которых требуется дать название группе объектов, выделив в них общее свойство;
2.задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в неё входящие;
3.задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы;
4.задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу, т.е. «лишний объект».
Например:1. Как назвать одним словом - ромашку, василёк, одуванчик?
- нору, терем, хлев, хатку?
2. Какую надпись ты сделаешь на коробке, в которой находятся
;
рис. 1 рис. 2
- бинт, зелёнка, йод, ножницы, вата, лекарства.
3. Выложи на парту - картинки с изображением птиц;- предметы зеленого цвета;- маленькие геометрические фигуры.
4. Запиши названия месяцев с буквой «р» .
5. Допиши свои примеры так, чтобы они были похожи:- 12+5; 14 +5; 17+5
6. Найди того героя, кто пришёл из другой сказки: дед, Колобок, зайчик, мышка, бабка, волк.
7. Найди «лишнее» и объясни, почему: - кресло, шкаф, стул, табурет
На следующем этапе обучения младшего школьника приёму классификации можно использовать следующие виды упражнений:
1.Мальчик разложил свои игрушки в две коробки. В одну он положил
самолёт, паровоз, машинку, кубики, а в другую – медвежонка, собачку, солдатиков. Почему?
2.Запиши примеры в разные столбики так, чтобы ответы каждого столбика были равными: 6+4, 2+7, 17-10, 4+3, 10-1, 12-2, 8+2, 9-2, 6+3.
Предложенные виды упражнений варьируются и усложняются в зависимости от возраста учащихся.
На уроках русского языка, чтения можно предложить следующие упражнения:
1. Прочитай. Распредели и запиши слова по смысловым группам (цветы, деревья, посуда, инструменты). На какой вопрос они отвечают? Какие слова ты не включил в эти группы? Почему?
2. Колокольчик, стакан, осина, роза, астра, молоток, тарелка, ромашка, пчела, дуб, отвёртка, берёза, ясень, кастрюля, тополь, чашка, незабудка, сковорода, ящик, клещи, стакан, телевизор.
3. Прочитай. Найди в каждом ряду «лишнее» слово.
Лук, чеснок, укроп, петрушка, кукуруза.
Заяц, лиса, медведь, ворон, волк, белка.
Собака, тигр, кот, корова, овца.
Грабли, лопата, грядка, вилы.
Ласточка, скворец, пчела, воробей, грач, жаворонок.
Диван, кресло, стол, шторы, шкаф, полка.
4. Прочитай. Впиши название.
..
Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке
И в море уплыли на синей байдарке.
Слониху, слонёнка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слонёнку, слону.
По Ю. Мориц
В родственных словах отметь корень.
Разгадай тайну, почему родственные слова называют и по-другому: однокоренные?
5. Мама стала диктовать дочери список продуктов, необходимых для покупки. Дочка, чтобы не опозориться и не написать с ошибками, записала так: м.к.рон., в.рм.шель, кукурузные хлоп.., м.л.ко, см.тана, сли.ки, к.фир, тв.ро. .
Запиши слова из списка продуктов, показывая выбор букв, в три столбика: по слову-указателю, которое можно подставить:
ОНА ОНО ОНИ
6. Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда.
БАГОР ( РОСА) ТЕСАК ФЛЯГА ( АЛЬТ ) ЖЕСТЬ
ГАРАЖ ( ____ ) ТАБАК КОСЯК ( _____ ) МИРАЖ
КАНВА ( ВНУК ) УЛИКА ГАММА ( ГИМН ) ДИВАН
ХОЛСТ ( _____ ) ОЛЕНЬ ПЕРЕЦ ( _______ ) КЛОУН
7. По рифмующимся окончаниям предложений попробуй вспомнить стихотворение А.С. Пушкина.
клоками,
дубов;
коврами
холмов;
рекою
...пеленою.
Расскажи это стихотворение наизусть или прочитай по книге.
3. Упражнения, направленные на формирование опосредованного запоминания, т.е. использования при запоминании вспомогательных средств:
«Подбери картинку».
Оборудование: большой лист бумаги с несколькими словами, предметные картинки, соответствующие данным словам.
Учитель объясняет ученикам, что для хорошего и прочного запоминания нужно научиться пользоваться вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить информацию, а затем – вспомнить эту информацию.
Например, необходимо запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки: чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы; для запоминания слова «лес» - картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, вспомнить слова. Картинки помогут вспомнить слова сразу после запоминания и через некоторое время.
Ученикам предлагается ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативный ряд устанавливается легко. Затем просим детей, глядя на картинки, вспомнить слова (первое воспроизведение непосредственно после восприятия, второе – отсрочено во времени).
«Подбери картинку 2».
Оборудование: индивидуальный набор предметных картинок каждому ученику (15 -18).
Инструкция: Сейчас вы будете запоминать слова. Чтобы их легче было запомнить, нужно выбрать картинку, которая поможет вам в будущем вспомнить это слово. Предметы, обозначаемые словами, которые я буду вам называть, нигде не нарисованы, но всегда можно найти такую картинку, которая сможет напомнить это слово. Чтобы выбрать такую картинку, надо попытаться установить какую-либо связь между заданным для запоминания словом и картинкой. Отобранные картинки отложите в сторону.
Через 15-20 мин после запоминания осуществляется воспроизведение слов. Для этого ученик смотрит на первую картинку и называет первое слово, затем – вторая картинка и второе слово и т.д.
Слова для запоминания: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.
Картинки: вилка, школьная доска, булочная, расчёска, глобус, кувшин, петух, забор, брюки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, карандаш.
«Шифровка».
Цель: научить детей пользоваться схематическими изображениями предложений как средством запоминания.
Для запоминания предлагают относительно завершённые высказывания.
Например, - Волк выбежал из леса - Дети сегодня играли во дворе.
- Сегодня светит солнце.- К дому подъехала машина.
- С дерева падали листья. и т.п.
Нужно обсудить с учениками, что должно быть лаконично нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение.
Излишняя детализация может помешать воспроизведению.
Так, например, фразу «Волк выбежал из леса» можно схематично изобразить так: ёлочка и зубастая пасть волка. Затем учить школьников проводить шифровку рисунка и анализировать изображение, выявляя зашифрованную фразу. На одном занятии для работы даются 2-3 фразы.
«Объедини слова».
Учитель называет пары слов, не связанных по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи и таким образом объединить слова. Например, дана пара «кот – лист». Их объединение возможно на такой ассоциативной связи, как «кот играет листом» или «кот спрятался под листом от дождя»
Пары слов: машина – груша; яблоко - пиджак; зима – дерево; огонь – железо; дождь – мыло и др.
4. Упражнения, направленные на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции:
«Цепочка действий».
Ребёнку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно.
Например: « Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси её учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок её нам вернули».
«Следопыт».
Послушай рассказ и ответь на вопросы. Мальчик Петя проснулся утром, умылся, позавтракал, оделся, взял портфель и пошёл в школу.
Как зовут мальчика? Что Петя сделал раньше: оделся или позавтракал?
Который час показывал будильник?
«Пропущенные буквы». Сначала вставь в слова нужные буквы. Если тебе понравилась эта заготовка, используй её, сделай красочную открытку и напиши своё поздравление маме или бабушке.
Как тор . плюсь я и сп . шу
Поздравить мою!
С ..! Пусть !
Подобную работу необходимо проводить в различных вариантах регулярно, т.к. часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные инструкцией действия.
Результаты показывают, что лишь при наличии у детей специально сформированных способов произвольного запоминания, адекватных предъявляемому материалу, мнемическая задача рассматривается как задача на логический анализ этого материала, на выявление необходимых внутренних отношений между формой материала и его содержанием. При отсутствии таких способов запоминание у учащихся направлено в первую очередь на форму материала (в частности, на речевую форму) без должного проникновения в содержание.
Библиография.
1. Возрастные и индивидуальные различия памяти./ Под ред. А.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1958.
2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.– М.:Просвещение, 1987.
3. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 1985.
4.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми:
5.Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В.Секачёв, 2001.
6. Мальцева К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у младших школьников.// Вопросы психологии. – М., 1995.
15