Комплекс упражнений для исследования активного атрибутивного словаря учащихся начальной школы с ЗПР
Комплекс упражнений для исследования активного атрибутивного словаря учащихся начальной школы с ЗПР
Задание 1.
Описание предмета (непосредственно или изображенного на картинке).
Инструкция: «Посмотри внимательно на предмет (картинку). Что это? А теперь расскажи подробно, какой (какая)…?» Ребенку предлагаются следующие картинки: 1) кукла, 2) стол, 3) мяч, 4) яблоко, 5) платье.
Образец: машина грузовая, металлическая, зеленая, большая, тяжелая и т.д.
Задание 2.
Описание предмета по представлению.
Инструкция: Подумай и вспомни, какой бывает цветок, собака, конфета, чашка, карандаш, дом? Образец: цветок полевой, красный, душистый, нежный, высокий и т.д.
Задание 3.
Классификация имен прилагательных по семантическому признаку.
Инструкция: Скажи, какой бывает:
карандаш (по цвету)
книга (по содержанию)
платье (по материалу)
яблоко (по вкусу)
дом (по величине)
автомобиль (по назначению)
цветок (по месту произрастания)
собака (по характеру)
человек (по возрасту)
предмет (по форме)
Образец: комната (по размеру) большая, маленькая, тесная, узкая, широкая и т.д.
Задание 4.
Сравнение имен прилагательных по семантическим признакам.
Инструкция: сравни:
перец и мед по вкусу –
реку и ручей по ширине –
уголь и мел по цвету –
камень и пушинку по весу –
орла и воробья по величине –
зайца и тигра по смелости –
мяч и кубик по форме –
розу и одуванчик по месту произрастания –
куст и дерево по высоте –
Золушку и Бабу-Ягу по характеру –
Образец: клюкву и сахар по вкусу – клюква кислая, а сахар сладкий.
Задание 5.
Словообразование имен прилагательных в различных лексических значениях.
Инструкция а): Образуй от данных слов слова, обозначающие признак в значении «похожий на данное слово»:
серебро
бархат
золото
пух
земля
Образец: волна – волнистый
Инструкция б): слова в значении «обладающий чем-то в большом количестве»:
вода
ил
глина
игла
камень
Образец: голос – голосистый
Инструкция в): слова в значении «обладающий слегка каким-то качеством, чуть-чуть»:
жидкий
слабый
тяжелый
белый
зеленый
горький
красный
серый
сладкий
синий
Образец: розовый –розоватый
Инструкция г): Слова с уменьшительно-ласкательным значением:
светлый
добрый
милый
вкусный
теплый
славный
толстый
слабый
низкий
чистый
Образец: красивый – красивенький
Инструкция д): слова в значении «относящийся к кому - чему-либо» :весна
восток
зима
север
лес
вода
ночь
море
книга
сказка
Образец: земля – земной, земельный
Задание 6.
Образование притяжательных прилагательных.
Инструкция: Посмотри на картинку. Кто это? – заяц. У зайца голова чья, какая? Мы говорим: заячья, хвост – заячий. А у:
лисы –
медведя –
коровы –
кошки –
собаки –
белки –
волка –
лошади –
льва –
петуха –
Задание 7.
Образование сравнительной степени имен прилагательных.
Инструкция: Посмотри картинки и сравни изображенные на них предметы таким образом:
этот дом высокий, а этот –
эта лента короткая, а эта –
это полотенце широкое, а это –
эта палка тонкая, а эта –
этот карандаш тупой, а этот –
Образец: Этот стул маленький, а этот больше.
Задание 8.
Подбор подходящих по смыслу прилагательных к данным существительным.
Инструкция: Вставь в предложение недостающие подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки и отвечающие на вопрос (какой, какая, какие?):
После второго урока бывает (какая?)…перемена.
На небе зажглась (какая?)…звездочка.
Стояла очень (какая?)…зима.
На полях лежал (какой?)…снег.
Весной (какое?)…солнце растопило сугробы.
Зашумели (какие?)…ручьи.
В селе решили посадить (какой?)…сад.
Школьники ухаживали за (какими?)…яблоньками.
Скоро деревья станут (какими?)… .Люди будут собирать с них (какие?)…яблоки.
Образец: Наш класс (какой?) дружный.
Задание 9.
Подбор синонимов.
Инструкция: Каждое слово, обозначающее признак, замени близким по значению:
отзывчивый человек -
знаменитый писатель -
прилежный ученик -
пытливый мальчик -
сильный дождь -
влажная одежда -
маленькие жучки -
крутые скалы -
крепкий мороз -
огромный завод –
Образец: преданный друг – надежный друг
Задание 10.
Подбор антонимов.
Инструкция: Подбери слова, противоположные по значению.
робкий мальчик
трудолюбивый ученик
веселый праздник
безвольный человек
ранняя весна
высокое дерево
глубокий пруд
узкий ручей
горький перец
солнечный день
Образец: Добрый человек – злой человек
Задание 11.
Различение лексического значения омонимов.
Инструкция: В каждом словосочетании замени слово, обозначающее признак, близким по значению:
сжатые кулаки –
светлое платье –
светлая мысль –
правое дело –
правая рука –
худой кафтан –
худой человек –
худая слава –
ключевое слово –
ключевая вода –
Образец: Сжатый хлеб – убранный хлеб
Задание 12.
Составление атрибутивных словосочетаний путем образования имени прилагательного от имени существительного.
Инструкция: Образуй от первого слова слово, обозначающее признак и относящееся ко второму слову так, чтобы получилось связанное по смыслу словосочетание.
игра, площадка –
пух, кошка –
народ, сказка –
интерес, книга –
смех, рассказ –
дерево, указка –
металл, стружка –
песок, дорожка –
лес, поляна –
школа, библиотека –
Образец: тепло, шуба – теплая шуба
Задание 13.
Подбор к данным словам однокоренных прилагательных.
Инструкция: Подбери к данным словам однокоренные слова, обозначающие признак.
робеть –
сила –
мороз –
резать –
смех –
гладить –
светлеть –
редеть –
бумага –
болеть –
Образец: Скользить – скользкий.
Задание 14.
Построение грамматических конструкций.
Инструкция: Измени данные в скобках слова так, чтобы получился связный по смыслу рассказ.
Отлет птиц.
Прошло (теплый) лето. Близится (ненастный, дождливый) осень. (Перелетный) птицы собираются в (дальний) путь. (Первый) поднимают тревогу ласточки. Они чувствуют приближение (холодный) осени. А (ранний) отлет этих птичек предсказывает (ранний) зиму. Потом за ними тянутся с севера на юг (длинный) вереницы журавлей, уток, гусей и (другой перелетный) птиц. С (громкий) криком, то косяком, то (длинный) цепочкой улетают в (теплый, дальний) страны (наш летний) гости. (Счастливый) вам пути, (наш дорогой) друзья! (Ранний) весной возвращайтесь снова в (наш) леса, поля, сады и рощи.