«Формирования дружеских взаимоотношений детей в процессе игровой деятельности».


Консультация
«Формирования дружеских взаимоотношений детей в процессе игровой деятельности».
В основе формирования личности ребёнка и воспитаний у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиций – лежит гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. Психологи и педагоги подчёркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношениях ребёнка к самому себе, и отношениях к другим людям, к коллективу, к искусству.
Для формирования чувств ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут служить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
Нравственные чувства у детей формируются в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками и имеют значение для их развития (взаимоотношений) уже в дошкольном возрасте. Развитие чувств у ребёнка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живёт. Эти условия – положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы образцом поведения. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин, причём он подчёркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от отношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. «Если ребёнок будет расти в атмосфере любви и нежности, то, хотя временами вы будете проявлять разумную твёрдость, он сохранит своё дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре»- говорил Бенджамин Спок.
В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей принимает коллективный характер, но нередко распадается потому, что у них оказываются несформированными способы сотрудничества, воздействия друг на друга. И планируя организацию продуктивной совместной деятельности воспитателя с детьми, объединяя детей вокруг общих интересов, педагог имеет возможность заранее обсудить содержание и ход их деятельности. Также в процессе постоянно организуемой совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются способы взаимодействий, отношений. Эти способы взаимодействия основаны на доброжелательных отношениях со сверстниками, оказывают большое влияние на развитие детского сообщества. А так как игра в жизни дошкольника занимает особое место, то формировать их можно именно в процессе игровой деятельности.
Игра в жизни дошкольника занимает особое место. Игры используются на занятиях, и в свободное время. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений.
В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра решает общевоспитательные задачи (главной задачей является развитие нравственных и общественных качеств); игра носит самодеятельный, развивающий характер и проходит под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновений в различные виды деятельности (труд, учёба, быт).