Статья Мотиваторы компьютерного моделирования
Мартемьянов В.В.
Мотиваторы компьютерного моделирования на школьных уроках
Одним из мощных средств обучения школьников является самостоятельная работа с компьютерными моделями природных процессов. Моделирование подразумевает два пути: 1. создание собственной новой модели; 2. исследование компьютерной модели средствами, заданными программистом. В пределах учебного предмета без применения навыков программирования создание новой модели возможно из комбинации готовых элементов на экране компьютера (перетаскиванием с одного поля на другое или подбор с помощью цифровых датчиков) или сочетание разных стадий развития разных динамических процессов модели. Чаще используется второй тип, когда ученик изучает готовую модель на экране и делает определенные выводы из увиденного - «квази исследование». Вплоть до самостоятельного «открытия» (для себя) каких – либо законов природы. А это мощный мотив самоутверждения себя, как первооткрывателя, как значимой личности.
Важными побудительными мотивами работы с компьютерными моделями являются навыки работы с разными гаджетами, которыми свободно владеют современные дети. Им практически нет необходимости объяснять, как – что работает. Эмпирическим путем ребята сами определяют последовательность и средства исследования. Хорошо, если это будет работа на сенсорном экране пальцами или стило, плюс клавиатурный набор цифр и текста.
Другим мотивом является итог работы. В школе – это оценка результата учителем, сверстниками или машиной. Любая похвала стимулирует дальнейший поиск решения. Хотя для некоторых детей стимулом может быть и шуточная компьютерная угроза (например, словесная или образная характеристика неудачного промежуточного результата).
Немаловажную роль в мотивации играет и сюжет учебного задания. Для детей наиболее приемлем - приключенческий, игровой с какой - либо интригой. На этот же мотив обучения влияет и случайность, непредсказуемость дальнейшего развития сюжета. Рискованному подростковому возрасту всегда хочется узнать: «А, что будет, если?».
Еще одним немаловажным мотивом в компьютерном моделировании является возможность ошибиться, исправить ошибку и сделать другой вариант. В отличие от многих компьютерных игр здесь ошибка не ведет к проигрышу, разочарованию и перезагрузке всей системы. Можно безопасно поэкспериментировать, поиграть сюжетом, создать самые невероятные сочетания элементов. Здесь велика роль программиста, предусмотревшего многовариантность развития действия.
Значительным мотивом в работе может быть и образность компьютерных заданий. Для детей с их клиповым мировосприятием имеет значение цвет, анимация, звук. Грамотное использование этих приемов в различном сочетании на разных стадиях работы позволяет надолго удерживать внимание к учебному заданию.
Не следует забывать и то, что моделируют дети, которые пока помнят и любят сказочные, фантастические сюжеты и героев. Разумное их использование стимулирует поиск в работе. Важным моментом для старших школьников может быть и возможность ассоциировать себя и свои действия на экране, с каким – либо героем (водитель машины, стрелок, спасатель, путешественник), с соответствующей тактикой поведения и манипуляциией курсором. Мощным стимулом в работе всегда был дефицит учебного времени. Правда, это «палка о двух концах». Провоцируя быстрые действия на экране, можно потерять вдумчивость поискового кропотливого исследования и анализа. Этого можно избежать во внеурочной работе с компьютерными моделями.
В отличие от взрослых большинство детей предпочитают работать парами или группами (особенно в подростковом периоде), когда важно мнение сверстников или реализация себя в среде сверстников. Поэтому значительным мотивом в работе является то, с кем я общаюсь в процессе исследования и поиска. Здесь встает проблема для программистов создать такие программы и приложения, которые позволяют работать на одном экране двум и более участникам процесса одновременно (например, управлять двумя подключенными мышками или разными кнопками с одной клавиатуры).
Рассмотренные 10 «мотиваторов» в компьютерном моделировании создают принципиально иную среду обучения – «ученье с увлеченьем». Различное сочетание их в разных учебных моделях приводит к тому, что детей «не оторвать от экрана», а это альтернатива компьютерным (часто агрессивным или однообразным, только на ловкость пальцев) играм. Образование должно учиться конкурировать с индустрией развлечений!
ЛИТЕРАТУРА
Мартемьянов В.В. «Теория и практика компьютерного моделирования (школьная география)» Научное Издательство LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-51603, монография, 2014 г.
Мартемьянов В.В. «Авторская игровая образовательная система в преподавании географии в средней школе» Научное Издательство LAP Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-52117-1, монография, 2014 г.
Мартемьянов В.В. «Географические открытия школьников в процессе компьютерного моделирования на уроках»// III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. – М.: НИЯУ МИФИ. 2013 – 355 с.
Мартемьянов В.В. «Система природоведческого образования в 5-9 классах». Всероссийский научно – методический журнал «География и экология в школе XXI века» № 9, 2013 г.
15