«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»
«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились»
Так в свое время Петр Великий сформулировал задачу первого музея в истории России. На Ставропольской земле станицы Григорополисской в 1954 году родился великий почин – ученическая производственная бригада, первая в Советском Союзе. Само время вскоре потребовало фиксации происходящих событий. Так родился школьный музей.
Школьный музей возник, как социальный заказ выпускников школы, педагогов, родителей ради сохранения исторической памяти – уникального явления в истории страны зарождения движения УПБ. В разные периоды 60-летней истории он переживал периоды спада и подъема, в советское время признавался достоянием, а в 90-е годы рассадником отжившей идеологии. Сегодня ситуация кардинально изменилась.
Краткая историческая справка.
Идея о создании школьного музея возникла у Ивановой Лилии Николаевны, которая работала с 1959 по 1974 годы учителем истории в средней школе №2.
Цитата из письма Л. Н. Ивановой.
«В сентябре 1959 года я обратилась к учащимся школы с просьбой собрать материал для стенда, посвященного погибшим в Великой Отечественной войне. В каждом классе были созданы поисковые группы красных следопытов. Но материала оказалось очень много, поэтому было принято решение о создании музея.
В годы учебы в институте я побывала в краеведческом музее СШ № 5 г. Ставрополя, руководитель которого был учитель истории школы Беликов Трофим Иванович. Музей в школе я увидела впервые, он мне очень понравился, и тут я подумала: «А ведь если очень захотеть, можно такой сделать в любой школе». Этими мыслями я поделилась с учащимися Григорополисской СШ № 2, членами исторического кружка школы в сентябре 1959 года. Им эта мысль понравилась. Я составила план сбора экспонатов.
Первым пунктом плана открытие стенда погибших в Великой Отечественной войне наших школьников. Я обратилась за помощью ко всем учителям и уч-ся школы, многие с радостью включились в сбор материалов. Ребята ходили к родителям погибших, к их друзьям, собирали фотографии, копии писем, личные вещи, копии наградных листов и т.д. Еще раньше были найдены парты, за которыми сидели наши герои. Теперь на линейке зачитали решение бюро комсомола и совета дружины школы о том, кто же из лучших уч-ся школы достоин сидеть за этими партами.
Эта линейка произвела огромное впечатление на всех учащихся. И начался активнейший сбор материалов для исторического музея школы. В каждом классе были созданы поисковые группы красных следопытов. И в школу экспонаты потекли рекою. Уже в 1960 году ребята собрали достаточно материала и оформили альбомы: История родного колхоза «Россия», «История комсомольской организации станицы», «Летопись школы и ученической бригады», «История станицы Григорополисской – период с 1784 по 1917 г.
Вначале был открыт краеведческий музей. Для сбора материалов было создано 10 групп, в которые вошли столько учащихся, сколько их пожелало.
группа по сбору материалов и экспонатов по истории станицы.
По сбору материалов «история родного колхоза «Россия»
Летопись ученической бригады
Группа по сбору материалов для летописи пионерской организации.
Руководила работой музея и краеведческой работой учитель истории Л,Н, Иванова. Но и другие преподаватели истории и классные руководители оказывали ей большую помощь.»
18 лет – 1979-по 1997 год – бессменным руководителем музея была Авдеенко Нина Павловна. За эти годы подготовлено 35 экскурсоводов, проведено много интересных встреч и экскурсий. Об этом говорят записи посетителей в двух книгах отзывов:
«Очень рад возможности в канун 25-летия ученической производственной бригады вновь встретиться со славными григорополиссцами. Ваши заслуги велики. Желаю вам широкой, светлой дороги».
Генеральный Секретарь ЦККПСС
Михаил Сергеевич Горбачев 31 января 1979 года.
«Дорогое, волнующее время ожило в вашем музее – время первых шагов и юности бригад. За это вам – огромное спасибо».
«Учительская газета» 25 сентября 1980 года.
«Очень благодарны и восхищены всем, что видели здесь. Мы считали себя самыми счастливыми и воодушевленными. Пусть наша дружба крепнет, как Якутский алмаз».
Руководитель лагеря труда Нюрьба. 5 октября 1980 года.
Основополагающим принципом работы школьного музея является принцип историзма, т.е. рассмотрение предметов и явлений в их взаимосвязи, оценка событий в цивилизационном процессе, изучение истории в свете современности. Сегодня школьный музей дает возможность учащимся не только помнить свои корни, свои истоки, но и удовлетворять потребность в самостоятельном осмыслении истории, быть сопричастным к историческому процессу.
События настоящего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества привела к девальвации духовных ценностей, оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российского образования, культуры и искусства. Стала заметной постепенная утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Во многом утрачено истинное значение и понятие интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и его социальным институтам. Государство и общество озадачилось поиском, объединяющей национальной идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России.
В связи с этим в школьном музее был создан и оборудован зал Боевой Славы. В нем сосредоточены бесценные реликвии фронтовиков, подлинные вещи, документы и фотографии времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Таким образом, еще одним принципом работы школьного музея является патриотическое воспитание и гражданского становления подрастающего поколения. Формулирование патриотизма сегодня, это необходимое условие дальнейшего общественного прогресса, залог стабильного развития государства и общества в будущем.
Одним из основных принципов работы музея является комплексность. Следуя ему, юные исследователи пытаются всесторонне изучить тему УПБ, связать событие с общеисторическими процессами страны, увидеть их характерные черты, установить достоверность полученных сведений, понять место и роль отдельных лиц в этих событиях.
Работа школьного музея позволяет формировать коммуникативные навыки учащихся, развивать умение формулировать и ставить перед собой задачу, а также возможность кооперативно решать её, т.е. создает навык работы в команде.
Долгое время музей руководствуется традиционными формами работы:
Беседа, экскурсия, открытые уроки («Казаки Кубани»).
Вахта памяти (посвященная 70-летию Победы).
Тематические вечера знаменательных дат (60 лет ученической производственной бригады имени заслуженного учителя РСФСР Г.С. Данилова).
Краеведческие викторины, научно-практические конференции (краевой слет ученических производственных бригад).
Творческие вечера (мультимедийные проекты учащихся, исследовательские работы, презентации)
Встречи в конференц-зале (c настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Петром (Лунгиным)).
Традиционно18 мая в международный день музея проводится День открытых дверей (работают музейные кружки, проводят внеклассные мероприятия).
Координационная работа с музеем Новоалександровского района и Краеведческим музеем имени Г.К. Праве города Ставрополя (обмен экспозициями и информационными материалами).
Музей школы создан в целях воспитания, обучения, развития и социализации учащихся. Он адресован, прежде всего, детской аудитории, имеет ярко-выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов и родителей. Музей является уникальной точкой пересечения культуры и образования. Школьный музей по сути дела служит своим творцам. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через уроки истории, обществознания, географии, технологии, элективный курс «Казачество Кубани», предметные кружки, факультативы.
Музей является мостиком между прошлым и будущими поколениями, что дает возможность сочетания знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание. Поисковая работа в архивах, встречи с участниками событий, переписка с интересными людьми, интегрирование и анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий. Эти формы работы вырабатывают навыки исследовательской деятельности, воспитывают уважением к историческому факту, сознание сопричастности к делам своего Отечества к достижениям предков, способствуют воспитание творческой инициативы и самостоятельности.
Сегодня перед музеем стоит задача соединения прошлого (накопленных материалов историко-культурных экспонатов) с будущим - современными IT- технологиями.
Музей в современной школе должен представлять собой информационную образовательную среду, сочетая в себе традиции и инновации. Где становятся возможным новые формы организации познавательной деятельности учащихся.
Инновационные технологии позволяют привлекать детей в музей, пробуждает интерес к историческому прошлому, помогают воспитывать у учащихся чувства гордости и уважения к трудам наших земляков и гордость за успехи современников.
Организация деятельности музея с использованием компьютерных технологий позволяет получить доступ к мощным информационным ресурсам – электронной библиотеке, архивам, электронным версиям периодических изданий. Умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать Интернет, помогает учащимся в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках. Перед музеем стоит задача выйти в Интернет - пространство в таком объеме, чтобы была возможность объединить свои ресурсы по региональному или Всероссийскому принципу с другими музеями УПБ, поделиться своими методическими, дидактическими и исследовательским материалами, перенять полезный опыт.
Разрабатывается сайт школьного музея по следующим разделам:
Общие сведения
История музея
Описание фондов
Музейные экспонаты
Экспозиции
Афиша
Музейные проекты
Издания музея
Гостевая книга
Спонсоры, друзья, партнеры
Авторы сайта
Школьный музей неожиданно для нас самих стал выполнять еще одну функцию в связи с инновационными технологиями – эстетическую. Ребята сами создают компьютерные инсталляции, разрабатывают дизайн сайта, работают с компьютерной графикой.
Музейная педагогика актуализировала задачу развития творческих способностей ребят. И мы перешли к такой системе, которая в корне изменила роль учащихся в музейной работе.
В настоящее время ведется работа по следующим направлениям:
- создание электронного сайта музея школы;
- создание электронной базы основных и запасных фондов школьного музея;
- создание электронной библиотеки на основе фондов;
- создание электронной коллекции аудио и видеозаписей воспоминаний земляков, интерпретация фактов;
- создание электронного каталога, презентаций, проектов;
- применение Интернет-ресурсов позволяет проводить виртуальные уроки и экскурсии.
Нельзя подвергнуть сомнению мысль о том, что наш школьный музей ликвидирует «белые пятна» истории, сохраняет нравственность, воспитывает духовность и патриотизм, и являясь летописцем былых эпох, вместе с тем устремлен в будущее.
Надеемся, что так будет и впредь.
Учитель истории МОУ СОШ №2 ст. Григорополисской
Панин Андрей Геннадьевич
15