Занятие кружка по теме «Словосочетание.Управление.Согласование.»

Занятие школьного кружка «Тайны русского языка» в 5-х классах Тема:"Словосочетание.Согласование.Управление" ("Весенние"словосочетания")
Цели и задачи занятия:
-продолжить знакомство со словосочетаниями;
-находить главное и зависимое слово;
-различать именные и глагольные словосочетания;
- знакомство с видами связи слов с с/с (управление,согласование);
-сформировать умение выделять словосочетания из предложений,самим составлять с/с;
-воспитывать любовь к родной природе,к слову,к русскому языку
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал.
Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании
Эпиграф
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться
Ход урок
Организационный момент
II. Проверка изученного
1.Опрос.
Для встречи с раннею весной
Сошлись все части речи
И стали спорить, кто важней,
А, значит, кто из них нужней...
-А как думаете вы, ребята? (все части речи важны и нужны)
- Какие части речи вы знаете?
-На какие группы делятся?
-Назовите самостоятельные части речи.
-Назовите служебные части речи.
-Как называется третья группа?
-Какой раздел науки о языке изучает части речи?(морфология)
2.Игра "Слова какой части речи спрятаны?"
-Сейчас поиграем. Вы должны угадать, слова какой части речи спрятаны.
-Прочитайте деформированные слова, укажите род.
1 группа
обкола (облако) ср.р.
розом (мороз) м.р.
насио (осина) ж.р.
ляпона (поляна) ж.р.
киконь (коньки) ----
2 группа
няревде(деревня) ж.р.
лоябко (яблоко) ср.р.
лимана (малина) ж.р.
бузар (арбуз) м.р.
киконь (коньки) ---
-Почему не смогли определить род сущ. коньки? (имеет форму только мн. ч.)
3.-Назовите существительные-названия овощных культур, которые употребляются только в ед. числе
-Кто больше вспомнит?
(морковь,картофель,лук,капуста,горох,чеснок,свекла...)
Вывод:
-Дать определение существительного.
(Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
4.Игра "Укажи “лишнее” слово"
-Найдите лишнее слова (называю слова)
-Садик, посадить, садовод, посадка, (Посадить)
-Почему это слово лишнее?
-Дать определение глагола.
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
5.Игра "Укажи “лишнее” слово"
-Найди лишнее слово (сердце, солнце, ясный) (ясный)
- Почему это слово лишнее?(прилагательное)
-Еще почему мы считаем это слово лишним?(нет непроизносимого согл.)
- Дать определение прилагательного.
(Прилагательное-часть речи,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ?чей?)
6. Проверка домашней творческой работы.
-Ребята, вы дома к существительному весна подобрали прилагательные - эпитеты.
-Что такое эпитет? (Художественное определение)
Весна
Красивая,яркая,нежная,
Солнечная, радужная,
Голубоглазая,светлая,
Ароматная,приветливая,
Теплая,ледоходная,
Звонкая,певучая,
Дождливая, плакучая,
Лучезарная,лазурная,
Веселая,влюбленная...
-Что получилось?(Словосочетания)
-Хотя нас сегодня весна совсем не радует.
На доске-прекрасная весна
Ш.Новая тема.
1.Определение темы урока
-Значит ,о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о словосочетании)
-Что вы знаете о словосочетании из уроков русского языка?(Словосочетание-два и более слов, связанных по смыслу и грамматически;
с/с состоит из главного и зависимого слова;
-Какие бывают словосочетания? (Именные,глагольные,наречные)
-Какие с/с называем именными?(гл. слово-имя сущ.,прил.,мест., числит.)
-Какие с/с называем глагольными? Примеры.
-Какие с/с называем наречными?
- В каком разделе науки о языке изучаются с/с (Синтаксис)
2. Историческая справка: Синтаксис. Это слово заимствовано из греческого языка. Буквально значит:"построение","сочетание","порядок".Это раздел грамматики, который изучает строение и значение с/с, предложений, текста.
3.Стихотворение
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение,
Я вам всегда помочь готов
Их слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания. (П.Чесноков)
4.Игра. Составь словосочетания.
-Даны слова: душистая,весною,черемуха,расцвела.
-Постройте с/с (душистая черемуха, расцвела весною.) Предложение:Черемуха душистая весною расцвела)
-Кто автор этих строк?(С.А. Есенин)
Ш. Знакомство с новой темой.
- Мы знаем виды словосочетаний. А что о с/с мы еще не знаем?(Как же связываются слова в с/с?)
-Вот о чем сегодня поговорим. Слайд 1
1.Согласование
-Как же связаны слова в с/с" черемуха душистая"?
- Определите род, число, падеж слов в данном с/с.
(Жен.р.,ед.ч.,Им.п.) п.) -Что можете сказать о словах в данном с/с?(в одной грам. форме)
-Такая связь слов в с/с называется согласованием.
А)-Послушайте веселый рассказ о сочинительной связи( Камрон, Эльза, Вика)
-Однажды несколько слов разговорились между собой о своей жизни в предложениях...
-В чем зависимое слово согласуется с главным в выделенных с/с?(согласуется в роде, числе и падеже)
- Как называется такой способ связи?( согласование).
Б)-Выпишите с/с, связанные по способу согласование, указав главное и зависимое слово. Объясните орфограммы.
Стоят кудрявые бере...ки. Слайд 2
Кружатся с ж...лтыми листьями. Слайд 3
Идет теплый дож...ь. Слайд 4
Распускаются красные розы. Слайд 5
кудрявые березки.
с желтыми листьями.
теплый дождь.
красные розы. Слайд 6
2.Управление
А) Объяснение учителем.
Запах цветов.
-Что можете сказать о зависимом слове данного с/с?
(стоит в Р.п.,т.к. отвечает на вопрос чего?)
Учитель:если зависимое слово стоит в падежной форме, кроме И.п., такая связь слов в с/с называется управлением, потому что главное слово управляет, командует.
Б)Чтение рассказа об управлении.
В) Вывод.
IY. Закрепление.
1. -Запишите словосочетания, указав главное и зависимое слово, и определите падеж зависимого слова:
осв...щается со...нцем(Т.п.) Слайд 7
любить зиму (В.п.) Слайд 8
соб...рать ягоды (В.п.) Слайд 9
грибы р...стут(это предложение) Слайд 10
-Почему не назвали последний пример?(это гр. основа) Слайд 11
-Что не является с/с?
2. -Выпишите словосочетания, которые связаны по способу согласования:
Мелькает желтый лист на зелени дерев, Слайд 12
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
(И.Греков)
Желтый лист
На нивах золотистых
Зрелые плоды
В садах тенистых
3. Тестирование
1.Укажите словосочетания,построенные на основе согласования:
А) ужасный ветер ;Слайд 13 Б) расстилаться по равнине ; В) вершина ели; Г) у горного ручья; Д) шел по дороге.
2..Укажите словосочетания,построенные на основе управления:
А)весна пришла Слайд 14
Б)поют в роще;
В)упадут на землю;
Г)узкую тропинку;
Д)теплые дни
Y.Итоги занятия. Слайд 15
- Делаем основные выводы по теме сегодняшнего занятия
-Так что же такое словосочетание?
-Какие бывают с/с?
-Как связаны слова в словосочетании?
-Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?
- Что не является с/с? ( грамматическая основа предложения и однородные
члены предложения)
YI.Рефлексия. Слайд 16
-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
-Выбираете соответствующий цвет(Оранжевый-да,сиреневый-нет)
Слайд 17




















15