Разработка урока ИЗО Зимний пейзаж
Третьякова Е.М., ШГ №95, урок ИЗО, 1 класс
Тема: Живопись. Зимний пейзаж.
Цель: создание условий для продолжения изучения жанра - пейзаж и развития живописных навыков при работе над зимним пейзажем.
Задачи: Закрепить в ходе путешествия по музею жанр изобразительного искусства – пейзаж; повторить основы цветоведения – холодные и тёплые цвета; познакомить учащихся при просмотре презентации и беседы с творчеством поэтов, музыкантов, живописцев, отображающих в своём творчестве красоту зимнего пейзажа.Выполнить живописный рисунок зимнего пейзажа гуашью.
Развивать живописные навыки, наблюдательность, творческое воображение.
Способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту родной природы.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, бережное отношение к окружающей природе.
Ожидаемый результат: живописный рисунок с добавлением собственных наблюдений учащихся после экскурсии с родителями.
Материал уроку: бумага, гуашь, кисти, вода, презентация «Зима», герои урока – Художник, цветовые гномики, репродукции произведений живописи; музыкальные композиции о зиме.Ход урока.
Орг. Момент.
Психологический настрой.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки.
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!
- Краски, кисточки, бумага у нас (есть)
- Мир на Земле, мир в семье (есть)
- А хорошее настроение? – есть.
Тогда у нас обязательно всё получится. ( приветствие )
Сегодня наш урок мы посвятим загадочному волшебному времени года. Именно оно может нас радовать, огорчать, восхищать и удивлять. Оно показывает нам необыкновенные чудеса природы. О каком времени года идёт речь? (подумали сами, обсудите в парах)
Предположения учащихся.
СЛАЙД 1 «Зима».
Вспомните уроки русской грамоты, познания мира и подберите к слову зима ассоциации, слова, которые описывают это удивительное время года.
( индивидуально, в группах, ответы спикеров)
Снег, сугробы, метель, мороз, снежинки, вьюга, игра, санки, коньки, сосульки, стужа, холод, лыжи, настроение, забавы …. СЛАЙД 2 «Красавица Зима»
А вот перед вами и сама хозяйка Зима. Прочитайте по цепочке, слова, характеризующие нашу гостью. Чтобы вы добавили к этим словам?
Такая красавица не только всю землю окутает серебром и блеском снега, пышным покрывалом, но и зачарует наши сердца и души.
Это время года любят дети и взрослые. А почему, как вы думаете?
Вот и сегодня, очарованные такой красотой и имея собственные впечатления мы, используя гуашевые краски, выполним зимний пейзаж. И поможет нам в этом наш герой Художник-живописец. СЛАЙД 3
СЛАЙДЫ 4, 5 «Путешествие в музей».
Перед творческой работой нас ждёт путешествие в музей. Музей – это учреждение, которое занимается выставлением, хранением, изучением и реставрацией произведений искусств. Нам необходимо вспомнить, что такое пейзаж, его характеристику и чем он отличается от других жанров изобразительного искусства.
СЛАЙДЫ 6,7
Третьяковская галерея. – Посмотрите на живописные произведения мастеров и определите, под какими цифрами находится пейзажи? (обсуждения, ответы учащихся)
СЛАЙД 8
Сравнение ответов и вывод. Характеристика пейзажа.
Встречаем гостей. К нам на урок и к Художнику-живописцу пришли цветовые гномики, но не в полном составе, как вы думаете почему?
(ответы учащихся) Зима – холодные цвета, перечисление. СЛАЙД 9
Дидактическая игра и валеологическая пауза «Тепло, холодно».
СЛАЙДЫ 10 - 19
Отдохнули и продолжим своё путешествие по музею. Перед нами живописные полотна И. Шишкина, И. Грабаря и Юона. Зима вдохновила их на создание шедевров живописи. Перед нами зима солнечна, яркая, нежная, манящая, сказочная …
От такой красоты появились удивительные поэтические строки у А.Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Чародейкою Зимою, Федор Тютчев
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит,И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛёгкой цепью пуховой...
Идет волшебница-зима... Александр Пушкин
Идет волшебница-зима,Пришла, рассыпалась клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.
С. Есенин
Поет зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСо звоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.
С. Л. Есенин Берёза
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Просмотр слайдов, чтение поэтических отрывков к живописным зимним пейзажам, прослушивание музыкальных композиций.
Какие живописные полотна понравились вам и почему?
Пришло время и нам отразить на бумаге своё вдохновение и выполнить зимний пейзаж, используя холодную гамму цветов и законы изображения. СЛАЙДЫ 20, 21
Подготовим руки к работе. Физминутка «Тёплые ручки».
Практическая часть учащихся. Поэтапное выполнение живописного зимнего пейзажа гуашью вместе с учителем.
А) Получение на палитре коричнего цвета, путём смешения основных цветов.
Б) Рисование деревьев на переднем плане. «Вход картину»
В) Закон изображения «Ближе – больше, дальше – меньше.
Прорисовка деревьев на заднем плане.
Г) Получение голубого цвета на палитре.
Линия горизонта.
Рисование сугробов, детализация переднего и дальнего плана.
Рисование падающего снега по всей композиции и на деревьях.
Д) Техника «Набрызг», с использование белой гуаши, зубной щётки, кисточки (показ учителем для дом. работы учащихся)
9. Выставка работ учащихся. Оценивание предварительное.
10. Домашнее задание. Совершите экскурсию вместе с родителями по улицам нашего города, дополните пейзаж необычным деревом и елочками, которые мы научились рисовать на прошлом уроке. Посмотрите как прекрасна зимняя природа, найдите необычное в обычном.
11. Рефлексия.
Урок подошёл к концу. Чем пополнился наш сундучок знаний?
12. Пожелания учащимся.