Конспект урока по окружающему миру на тему Почему мы иногда болеем
Учитель: Моисеева Ольга Викторовна
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тип урока: Открытия новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Тема Отчего мы иногда болеем.
Цели -формировать представление об инфекционных заболеваниях и умение устанавливать причинно-следственные связи между предупреждением заболевания, заболеванием и лечением;
-воспитывать физическую культуру младших школьников, информационную культуру.
Задачи -выявить первичные знания о факторах заболеваний человека и способах их лечения;
-расширить представления обучающихся о способах защиты от инфекций, закрепить знания при решении практических задач, провести контроль первичных знаний;
-формировать интерес к изучаемому материалу; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью;
- развивать умение осуществлять поиск информации, ставить цели, принимать решения;
-развивать умение работать в группах, высказывать и отстаивать своё мнение, учить уважать мнение товарищей.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Мотивационный
Быть здоровыми хотят
Взрослые и дети.
Как здоровье сохранить?
Попробуем ответить.
Поэтому девиз нашего урока: «Наше здоровье в наших руках».
Как вы это понимаете?
Настраиваются на работу, включаются в деятельность.
Высказывают своё мнение.
Личностные:
- пользоваться правилами поведения
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
материала. – Прочитайте диалог на с. 54. Какие мнения представили наши герои? Какой вопрос у вас возникает? Какие у вас будут гипотезы?
– Как помочь организму выздороветь?
– Надо принимать лекарства, соблюдать постельный режим, делать прививки, закаливаться и т.д.
– Вспомните, что вам известно о микробах.
– Как наш организм защищается от микробов?
– По каким признакам можно понять, что человек болен?
Задумывались ли вы над вопросами:
Отчего мы иногда болеем?
Почему одни болеют часто, а другие нет?
Предлагаю сегодня на уроке поговорить об этом.
Какая будет тема нашего урока?
«Почему мы иногда болеем?»
Отвечают на вопросы.
Познавательные:
-на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
- Оформлять свои мысли в устной форме.
III. Совместное открытие знаний
– Какие бывают травмы? В чём будет заключаться лечение? (Травмы могу быть самые разные – ушибы, переломы, вывихи, раны, порезы.)
– Как человек чувствует себя при гриппе, ангине, дизентерии? (У него слабость, головная боль, высокая температура, кашель, боль в горле, понос.)
– Отчего мы можем заболеть? (Оттого что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)
– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.)
– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)
-Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от возбудителей различных болезней? (Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.)
– Если возбудители болезни попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? (В крови есть белые кровяные клетки, способные поедать возбудителей заболеваний.)
– Отчего же мы всё-таки иногда заболеваем?
(Когда возбудителей очень много, когда наш организм ослаблен.)
Задания на с. 55.
– Почему при многих заболеваниях повышается температура тела? (Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)
– Таким способом наш организм борется с возбудителями, ведь им неприятно будет жить при высокой температуре.
– Что при этом произойдёт с возбудителями болезни? (Они будут менее активны: медленнее двигаться, питаться, меньше будут выделять вредных веществ. Могут и погибнуть.)– Как ещё можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. на с. 55.) (Надо больше пить – например, чай с малиновым вареньем или с лимоном. Наша выделительная система поможет справиться с болезнью. С потом через кожу будут удаляться вредные вещества. Витамины будут укреплять наш организм.)– Куда обратиться за помощью, если мы заболели? (В поликлинику, к врачу. Самому лучше не лечиться, а то можно нанести себе вред.)
– Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Гипотезы. Проверка по тексту учебника.) (Ветрянкой и корью – один раз в жизни, а гриппом и ангиной – несколько раз.)
– Как ответим на вопрос урока? (Знание причин болезней поможет нам не заболеть. Также поможет соблюдение правил личной гигиены, режима дня.)Рассказывают о приёмах первой помощи, уточняя, что в сложных случаях лечение проходит в больнице.
Отвечают на вопросы.
Работают по рис. на с. 54. Выдвигают гипотезы.
Выполняют задания на странице 55.
Работают по рис. на с. 55. Выдвигают гипотезы.
Выдвигают гипотезы.
Проверяют по тексту учебника.
Познавательные:
-на основе анализа объектов
делать выводы.
- обобщать и классифицировать по признакам.
- ориентироваться на развороте учебника.
- находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- умение работать в паре и в группах.
Личностные:
-формировать мотивацию
к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Физминутка. Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают)
И немножко отдохнём (Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь, (Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь! (Наклоны)
Руки вверх и руки вбок (Движения руками)
И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки
V. Самостоятельное применение знаний. 1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 57.
2.Задания в рабочей тетради.
С. 22 № 1, № 3, № 4.
№1. Какие возбудители болезни тебе известны?
(-Простейшие, вирусы, бактерии.)
№3.Объясни, какое важное правило для выздоравливающего человека изобразил художник.
(-Соблюдение режима дня.)
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы.
- выявлять сущность,
особенности объектов.
- находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- оформлять свои мысли в устной форме.
VI. Итог урока. Рефлексия. - Какая тема урока сегодня была?
– Какую проблему сегодня исследовали?
– Всё ли у вас получилось?
– Оцените свою деятельность на уроке. (Методика “Лесенка”.)
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Личностные:
- пользоваться правилами поведения
Регулятивные:
- оценивать степень успешность достижения цели
Коммуникативные:
- излагать своё мнение
VII. Предполагаемое домашнее задание. По выбору.
1. Составьте устный рассказ для жителей других планет о здоровом образе жизни на нашей планете.
2. Выпустите стенгазету для медицинского кабинета нашей школы «Береги своё
здоровье».
3. Создать презентацию « Правила здорового человека».