Конспект урока какие бывают алгоритмы
Открытый урок, "Какие бывают алгоритмы?"
Цель урока: формирование умения составлять алгоритмы.
Задачи:
образовательная: ввести понятие “линейные алгоритмы” и “циклические алгоритмы”;
развивающая: развивать логическое мышление;
воспитательная: формировать умение работать в группах, выслушивать друг друга, задавать вопросы.
Тип урока: комбинированный урок: закрепление изученных знаний и изучением новых понятий: текстовый и графический алгоритмы.
Оборудование:
доска;
компьютер;
Информатика. 4 класс. Начальный курс / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний (10 мин).
Изучение нового (6 мин).
Домашнее задание (3 мин).
Практическая часть (18 мин).
Итог урока, рефлексия (2 мин).
Ход урока
1. Оргмомент.
приветствие
проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний.
Он рисует, он считает,Проектирует заводы,Даже в космосе летает,И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычисленийМожет сделать за минуту.Догадайся, что за гений?Ну, конечно же – (КОМПЬЮТЕР)
– А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (с помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).
– Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).
– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] (алгоритм)
– Что такое алгоритм? (описание последовательных действий, строгое исполнение которых приведет к результату)
– Как появился термин “алгоритм”? (2 ученика рассказывают)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми был родом из Хорезма, на что указывает его имя. Основной период его
творчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, крупным научным центром Востока.
Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебником люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Ссылаясь на его книгу, европейцы упоминали: «Так говорил Алгоритми...» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.
План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это АЛГОРИТМ. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня. Кто может привести свой алгоритм?
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.
Пронумеруйте рисунки по порядку следования действий (презентация)
3. Изучение нового.
Алгоритмы бывают разные, например, по способу записи это текстовые и графические алгоритмы, а по последовательности исполнения команд (шагов) можно выделить, например, линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением.
С помощью таблицы сопоставим две разные формы записи алгоритма. Например, рассмотрим еще раз алгоритм представления информации .
В зависимости от условия задачи, исполнение действий алгоритма может быть линейным, а может быть с ветвлением.
Линейный алгоритм
Рассмотрим линейный алгоритм на примере задачи на построение закрашенного круга.
Линейным называют алгоритм, если все шаги выполняются последовательно один за другим.
Алгоритм с ветвлением
– Любую работу требуется обдумать, разобрать алгоритм ее исполнения. Чем тщательнее продуман алгоритм, тем быстрее и качественнее будет выполнена работа.
Рассмотрим текстовую задачу, которая относится к классу задач, в условии которых есть слова «если, то».
Особенность задачи заключается в том, что ее нельзя выполнить, осуществляя последовательно один шаг за другим, так как в условии задачи есть слова «если,, то». Алгоритм решения такой задачи удобнее представить блок-схемой, а не текстом. Если мы попробуем описать последовательность действий для решения этой задачи текстом, то нам будет неудобно представить текстом операцию выбора.
Графический способ представления алгоритма удобно тогда, когда необходимо сделать выбор и пойти по одной ветви алгоритма «Да» либо по другой ветви «Нет».
Блок выбора обозначен в блок-схеме ромбом.
Работа в группах по составлению алгоритмов.
1 группа – алгоритм приготовления бутерброда.
2 группа – алгоритм рисования олимпийский колец.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Алгоритм приготовления
бутерброда.
Начало.
Взять хлеб.
Отрезать ломтик хлеба.
Взять масло.
Намазать маслом хлеб.
Взять сыр.
Отрезать ломтик сыра.
Положить сыр на хлеб.
Убрать хлеб, сыр и масло на место.
Конец.
Алгоритм рисования
олимпийских колец.
Начало.
Взять инструмент эллипс.
Нарисовать круг.
Скопировать 4 раза.
Соединить кольца.
Конец.
– Из чего состоит алгоритм? (заглавие, последовательность действий, начало и конец алгоритма)
– Чем отличаются ваши алгоритмы?
(1 группа – действия не повторяются; 2 группа – действия повторяются).
– На каких уроках вы также можете построить алгоритмы? (на всех других: русский язык, математика, чтение и т. д.).
– Какие алгоритмы встречаются чаще на других уроках: линейные или циклические? (линейные)
– К какому из алгоритмов относится данный рисунок? Почему? Приведите примеры линейных (последовательных) и циклических алгоритмов.
4. Практическая часть.
1. – Возьмите технологическую карту. Перед вами план расположения учебных мест в классе. Давайте попробуем составить алгоритм расположения учебных мест.
(Открыть Paint, выбрать прямоугольник, нарисовать парту и два стула, скопировать, вставить 3 раза, скопировать ряд, вставить 2 раза, нарисовать учительский стол).
– Какой алгоритм получился: линейный или циклический? (циклический)
2. – Используя алгоритм, попытайтесь создать план класса на своем компьютере.
3. – Создайте фон плану расположения учебных мест. Что это может быть? (пол, линолеум, цветы на полу).
4. – Сохраните свою работу в папке под именем “План класса”.
5. Домашнее задание.
– Построить алгоритм рисования грозди винограда, поставить на ягодах номера, показывающие очередность присоединения ягод (листочки раздать).
6. Итог урока, рефлексия.
– Из чего состоит алгоритм? (заглавие, последовательность действий, конец алгоритма)
– Откройте файл на рабочем столе «Рефлексия» и ответьте на вопросы.
Действительно вы сегодня молодцы. Вы, надеюсь, не скучали?Нам пора урок кончатьЛишь осталось пожелатьВсем учиться, не лениться,Чтоб отметками гордиться,Чтобы дневника страницыУкрашала цифра 5!
Муниципальное базовое образовательное учреждение «Гимназия № 11».
Кафедра математики информатики и физики
Подготовила: учитель информатики
Алиева Р.И.
Махачкала
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
Заголовок 115