Родительское собрание Всегда ли мы понимаем наших детей


Родительское собрание
Всегда ли мы понимаем наших детей
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, осознание значимости и разумности меры родительской заботы, формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.
Ход мероприятия:
1.Мотивация.
Добрый день, уважаемые родители! Многие из вас, наверное, пришли после рабочего дня или домашних дел. Я постараюсь, чтобы беседа была для вас полезной и интересной. Давайте создадим себе бодрое настроение.
Поднимите, пожалуйста, руки родители мальчиков;
Девочек;
Светловолосых детей,
Темноглазых;
Весёлых;
Доброжелательных;
Озорных;
Подвижных;
Спокойных;
Любознательных.
Сложился портрет наших детей: они весёлые, доброжелательные, любознательные, подвижные, озорные.
Дети – это результат общения.
Традиционно главным институтом воспитания является семья.В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель - это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо, сколько у вас детей - один или много.
2.Актуализация.
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди:
- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь. Помоги и нам. Старшее поколение нашей деревни перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
- А на каком языке вы говорите?
- Все молодое поколение говорит на тарабарском.
- А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
- А мы не спрашивали.
- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не понимать.
В чем смысл притчи?
3.Тема собрания.
Наши дети не всегда нас понимают, а всегда ли мы понимаем своих детей?
Это и будет темой беседы.
Чем она вам интересна?
В какой возрастной период дети и взрослые сталкиваются с проблемой непонимания?
С чем это связано?
Я предлагаю обсудить проблему непонимания с младшего школьного возраста, который потом перейдёт вподростковый.
Подростковый период занимает особое место именно потому, что является переходом от детства к взрослости. А это две разные жизни. Для ребенка это грандиозное событие. А мы – взрослые – не всегда можем увидеть и понять первые ростки взрослости.
В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой, ссорятся, дерутся, обижаются. Каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.
Как вы будите вести себя, если ребёнок не хочет надевать шапку, а на улице холодно.
(- Надень шапку, а то заболеешь…- Не смей мне возражать…)Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?
(Ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз)
Причины трудностей детей бывают часто спрятаны в сфере его чувств. Поэтому, если просто показать, чему-то научить или как-то направить ребёнка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше ребёнка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.
Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.
3.1.Ситуация.
« Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздаётся громкий плач. Мама открывает дверь, перед ней стоит плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.
Дочь. У-у-у!
Мама. Миша тебя обидел …
Дочь (продолжает плакать). Он меня уронил!
Мама. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась …
Дочь (перестаёт плакать, но всё ещё обиженным голосом). Нет, он меня не поймал!
Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала …
(Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.)
Дочь. Да. Я к тебе хочу. (забирается к маме на колени)
Мама. Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу всё ещё обижаешься и не хочешь с ним играть …
Дочь. Нет. Он там свою музыку слушает, а мне не интересно.
Миша. Ладно, пойдём, я тебе твою музыку включу».
Мама использует технику активного слушания. Попробуем составить алгоритм действия этой техники. Представьте, что у вас случилось что-то подобное. Что вы будите делать в начале?
- В какой форме беседовала мать? (утвердительной)
- Какое положение в пространстве занимала мама по отношению к ребёнку? (их глаза были на одном уровне)
Появляется запись.
Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза на одном уровне).
Повтор услышанного («Эхо реакции»)
Делать паузы между фразами.
Обозначение чувств собеседника.
Чувства – в утвердительной форме.
А теперь давайте потренируемся, используя технику активного слушания.
Ситуация.
Ребёнку сделали укол и он плачет.
Получил плохую оценку и очень расстроился.
Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Это совершенно нормально.
На доске появляется надпись «Результаты применения техники активного слушания».
Родители высказывают собственные мнения, а ведущий фиксирует на доске.
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка.
Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше рассказывать о себе.
Ребёнок сам учится решать свои проблемы.
Ребёнок начинает активно слушать своих родителей.
Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям своих детей, легче принимают его «отрицательные» чувства, т.е. меняются и сами родители.
3.2.Задание.
Посмотрите на рисунок (слайд с различным выражением лица). И для себя мысленно ответьте на вопросы:
1.С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
2.С каким выражением лица общается ваш ребенок с вами?
3.Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка при общении с вами?
4.А выражение вашего лица?
Встретились знакомые выражения? Вы задумались? Значит, ещё один шаг к пониманию сделан.
3.3.Задание.
А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.
А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это следующий шаг к пониманию.
4.Давайте попробуем дать советы родителям, которые столкнулись с проблемой непонимания.
«Золотые правила» воспитания.
•Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
•Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
•Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
•Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
•Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
•Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.
•Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
•Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
•Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
•Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
•Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
•Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
•Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
•Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
•Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
•Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!
5.Рефлексия.
Уважаемые родители, вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.
А сегодня вечером найдите время тихо, мирно поговорить с ребенком, приласкать его, спокойно отправить спать своих детей, а утром ваша улыбка, ласковый голос разбудит их и с хорошим настроением встретьте наступивший день. Всего вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием приехать к вам или позвонить, в постоянной мечте о тепле родительского дома.
Вы не зря потратили время?
Что дала вам беседа?
Большое спасибо за помощь и сотрудничество.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.