Конспект внеурочного занятия по курсу Учимся говорить правильно. Тема : Вежливая просьба
МБОУ « Камызякская средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект занятия
внеурочной деятельностью по курсу
«Учимся говорить правильно»
«Вежливая просьба»
2 класс
Подготовила: Процко Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Камызяк 2017
Цели:
- познакомить детей с просьбой, как этикетным речевым
жанром;
- научить отличать просьбу от требования, мольбы;
- познакомить со средствами вежливого выражения просьбы;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать укрепление дружбы, стимулировать
общение детей друг с другом.
Оборудование: - карточки для речевой разминки;
- иллюстрации;
- памятка «Речевые этикетные формы»;
-«волшебный» клубочек;
-карточки-задания;
-фонограммы.
Метапредметными результатами проведённого занятия - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
I. Орг. момент -Ребята, наше занятие, как всегда, начнём с акции «Добрый день! Подари улыбку другу!»
-День сегодня, действительно, добрый. Так думаю не только я, но и один ваш добрый знакомый. Догадайтесь, кто это?
Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин- мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка-праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок… Дети с улыбкой желают друг другу доброго дня (по цепочке.)
Дети хором произносят:
Винни-Пух!
II. Дыха-тельная гимнас-тика(Звучит аудиозапись песенки «Кто ходит в гости по утрам…»И медвежонок, и Пятачок, и Кристофер Робин отправляются в гости. У каждого из них в руках подарок. У медвежонка-горшочек с мёдом. Понюхаем.
У Кристофера Робина в руках букет из пяти алых роз. Давайте понюхаем каждый цветок отдельно.
Какой приятный аромат!
А Пятачок несёт в подарок воздушный шарик. Давайте надуем этот шарик, но только чуть-чуть, чтобы он не лопнул.
Глубокий вдох и медленный выдох-3 раза.
5 коротких вдохов-1 выдох через рот.1 глубокий вдох и 4 коротких выдоха.
III. Речевая разминка - Молодцы! Но вот неприятность. Видно не случайно Винни - Пух поёт в своей песенке о том, что в голове у него опилки.
Он забыл адрес. Но не беда! Дорогу друзьям укажет вот этот волшебный клубок. А чтобы путь не был скучным, Винни-Пух всегда сочиняет свои «пыхтелки» и «сопелки». Помогите в этом нашему другу, пожалуйста!
Чистоговорки. (У детей на партах листок-заготовка с началом чистоговорки, задание- закончить чистоговорку в рифму). Произносить звуки в словах надо чётко.
Замечательные у вас, ребята, получились чистоговорки!
Клубочек привёл наших героев к многоэтажному дому и быстро покатился наверх. Как его догнать?
Подняться на лифте? Но туда может поместиться только Кристофер Робин и Пятачок, а что же делать Вини-Пуху? Кто ему поможет?
Интересная идея! Надуем шарик до большого размера. Но для того, чтобы шарик взлетел, надо прочитать волшебное заклинание. Например:
Са-са-са-
Укусила в нос оса!
(Клубочек переходит из рук в руки)
Варианты ответов детей.
Дети обращают внимание на то, что у Пятачка есть воздушный шарик.
IV. Вырази-тельное чтение стихо-творенияШарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный.
Я на шарик нажимаю-
Из-под рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо, шарик! Влево, шарик!
Мой светящийся фонарик!
Ты меня не покидай.
Будь со мной, не улетай!
Ученик читает выразительно стихотворение.
V. Дыхате-льная гимнас-тика + физ. минутка -Спасибо! Вот Вини-Пух поднимается на шарике. Давайте поможем посчитать медвежонку этажи.
От такого полёта у нашего героя перехватило дух. Необходимо восстановить дыхание. А помочь в этом я очень прошу…(имя ученика).
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
-Спасибо, очень хорошо! Делается глубокий вдох и на выдохе произносится: первый этаж, второй этаж, и т.д. до 10 этажа, выдох.
Ученик проводит физ. минутку.
Встаньте, ребята, пожалуйста.
(Вдох-выдох, 4 раза)
VI. Ортоло-гическая пяти-минуткаКлубочек остановился около закрытой двери. Но звонок не работает. Нужно выполнить задание - правильно расставить в словах ударение. (На доске- табличка со словами):
Звонит
Звонят
Звонить
Молодцы! Теперь звонок работает. Позвоним: (2 коротких звонка и 1 длинный).
Дверь открыла заплаканная девочка. Винни-Пух забыл, как её зовут. А девочка, всхлипывая, произносит только эти слова(показ табличек): уронила, речка, мячик.
-Кто из вас догадался, как зовут эту девочку?
Девочка Таня героиня стихотворения детской поэтессы… У детей на столах карточки с этими же словами.
Выполняется самопроверка.
Дети хором читают слова вслух, например: Он, она (что делают?) звонит, и т.д.
Дзынь-дзынь-дззззынь!
Таня.
А.Л. БартоVII. Хоровое чтение Давайте вспомним это стихотворение.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
-Но сейчас Танечка плачет от того, что накрывая стол для гостей, разбила нечаянно блюдце. Давайте, ребята, поможем Танечке успокоится. Для этого нужно правильно восстановить скороговорку.
Кто быстрее составит скороговорку? Чтение стихотворения с разной интонацией.
У детей на столах карточки со словами скороговорки.
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
VIII. Работа над интона-циейПроизнесём эту скороговорку хором, сначала медленно, затем быстро;
-произнести с вопросительной интонацией;
-произнести с утвердительной интонацией.
Спасибо вам, ребята! Таня перестала плакать. А Вини-Пух вспомнил зачем и почему пришёл сегодня -25 января к Танечке… А вы догадались? Конечно же, сегодня Татьянин день, у всех Татьян именины. В нашем классе девочки с таким именем нет, но, возможно, у кого-то из вас маму или
бабушку зовут Татьяной?
Не забудьте поздравить их с именинами. А мы, ребята, давайте поможем им составить поздравление. Ответы детей.
IX. Игра «Снеж-ный ком» Молодцы, у вас получились великолепные поздравления!
Гости все собрались, и Танечка угощает всех именинным пирогом, который испекла Василиса Премудрая.
Не простой пирожок-
Подрумяненный бочок.
Хоть весь свет обойдёшь,
А такого не найдёшь! Дети придумывают поздравления по цепочке, добавляя по одному слову.
X. Речевые этикет-ные формы Сверху на пироге были написаны слова, которые употребляются при вежливой просьбе. Но проказник Карлсон все надписи слизал. Будьте добры, помогите, пожалуйста, восстановить их. При необходимости вы можете использовать нашу памятку «Речевые этикетные формы».
(Проверка).
_Пока гости угощались праздничным пирогом, Таню пришёл поздравить ещё один гость. Отгадайте, кто это?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит.
Добрый доктор…
_У доктора было много неотложной работы, поэтому он и задержался. Доктор Айболит очень устал, но, к сожалению, все места за праздничным столом уже заняты. Как быть?
Кого попросит Танечка уступить место доктору? Как это нужно сделать? Кто из вас готов помочь Тане?
-Молодцы! Благодарю вас за помощь! Работа в парах. Дети подписывают 6 вариантов вежливой просьбы.
Айболит!
Варианты ответов детей.
Речевые этикетные формы.
XI. Инсцени-ровка стихо-творения. -У Танечки есть братишка Костик. Послушайте, друзья, какая история с ним приключилась.
С.В. Михалков «Бедный Костя».
Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Папа с мамой просят Костю:
-Спой, пожалуйста, сынок!
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться,
Мальчуган не хочет петь
-Пой,- настаивает мама,-
Только стой на стуле прямо!
Папа шепчет:- Константин,
Спой куплетик! Хоть один!
От досады и от злости
Всё кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встаёт,
С отвращением поёт!
Действующие лица: автор, мама, папа, Костя.
Исполняет 1 куплет песни «Пусть бегут неуклюже…»
XII. Анализ содер-жания стихо-творения-Почему Костя пел с отвращением?
-В каких словах выражается просьба?
- в каких словах выражается требование? XIII. Работа по карточ-камНужно уметь отличать требование от просьбы.
Я предлагаю вам выполнить задание, которое записано у вас на карточках.
Требовательный тон, умоляющий взгляд, просительный тон, вежливые (волшебные) слова, выполняются обязательно, может не выполняться, умоляющие жесты.Перекрёстная проверка. Работа в группах.
1 группа-
подчеркнуть словосочетания, которые относятся к просьбе;
2 группа- подчеркнуть словосочетания, которые относятся к требованию.
Один ученик читает словосочетание, относящееся к просьбе, другой- к требованию.
XIV. Панто-мимаГости решили поиграть в «фанты». В футляры от «Киндер-сюрпризов» помещены задания. Одни ученики показывают невербальным способом просьбу и требование, другие должны догадаться.
XV. Рефлек-сия. У Василисы Премудрой есть Волшебная Палочка, которая выполняет желания. Но воспользоваться ей может только тот, кто владеет приёмами вежливой просьбы.
Вспомните, пожалуйста, советы Мудрой Совы (можно воспользоваться памяткой)
Импровизация.
-У вас есть возможность попросить Волшебную Палочку исполнить ваши желания.
- Я уверена в том, что ваши желания обязательно исполнятся, даже без волшебства. Нужно только приложить к этому все свои усилия.
Вы сегодня замечательно работали на нашем занятии. Я вам всем говорю «СПАСИБО»!
А кому «Спасибо» хотели бы вы сказать сегодня, и пожалуйста, постарайтесь прокомментировать за что. Дети озвучивают свои желания.
Дети благодарят друг друга.