Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина Уроки французского


Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
Шнакенберг Л.В., учитель русского
языка и литературы, г Петропавловск,
СШ №43 имени Г.Мусрепова
Цель: Проверка знания текста, умение анализировать художественное произведение, развитие связной речи, развитие логического мышления. Воспитание нравственных качеств, привитие любви и интереса к русской литературе.
Оборудование:Портрет В.Распутина,
Матрица посадочных мест
а в с де ф1 2 3 4 5 Технология: БиСХод урока
1.Оргмомент.
Учитель . Мы в тренажёрном зале. Вы спортсмены. А я тренер. Тренировать мы будем мозг. (Работа по карте «Устный урок 1»Слово лидеру (настрой на работу)
2 Первый этап. Опорные слова по изученной теме (12)
Объяснить лексическое значение слов
1 Ангара
2 Существование
3 Автобиография
4 композиция
6 Самостоятельность
7 Переживания
8 Психологический
9 Портрет
10 Родственный
11 Одиночество
12 Прототип
1минуту запоминают
1 минуту пишут. Команда :Ручка в руках – ошибка.
Обменяться тетрадями. Посчитать слова. Записать результат 1 этапа и проставить + в Матрицу посадочных мест.
3 Перекрёстный опрос
1 В каком году мальчик пошёл в школу? (1948)
Почему он стал учиться в районе? (в деревне была только начальная школа)
3 Как называлась улица, на которой он стал жить? (Подкаменная)
4 Во сколько лет для мальчика началась самостоятельная жизнь? (11)
5Сколько детей было в семье мальчика? (3)
6 Что именно не получалось у мальчика по французскому? (произношение)
7 В какой момент мальчик начинал тосковать? (когда оставался один)
8 О чем всё время мечтал мальчик?(домой и домой)
9 Только из-за тоски он сильно худел? (Нет, он недоедал)
10 Как часто ему присылали еду из дома? (раз в неделю)
11 Что обозначает выражение «подсаживал зубы на полку»? (голодал, нечего было есть)
12 В каком месте ребята играли в чику? (на чистой, ровной небольшой поляне за огородами, за холмом, за свалкой, в низине)
13 Сколько копеек клали на кон для игры? (10)
14 Почему мама не отправляла сыну деньги, а только еду? (их просто не было)
15 По какой причине мальчику полагалось пить молоко? ( у него было малокровие)
16 А когда мама все же присылала деньги, какая это была сумма? (5 рублей)
17 В какой момент мальчик решил идти играть? (когда получил деньги из дома в 3 раз)
18 Сколько денег нужно было выиграть мальчику, чтобы уйти? (1 рубль)
19 На что он их тратил? (покупал баночку молока)
20 За что Вадик и Птаха стали бить мальчика? 9 за то, что он не смирился с обманом Вадика)
21 Каким образом Лидия Михайловна узнала, что мальчик играет на деньги? (Тишкин рассказал, когда Лидия М. увидела у мальчика синяки)
22 Чего больше всего боялся мальчик, когда Лидия М. сказала остаться после уроков? (что его потащат к директору)
23 Какую фразу всегда произносил директор? (что тебя побудило заниматься этим грязным делом)
24 Почему мальчик снова возвратился в компанию, где играли Вадик и Птаха? (других игроков не было, и нужны были деньги на хлеб)
«Спасательный круг» (вопросы для тех, у кого в матрице два минуса)
1 Почему Вадик разрешил опять играть мальчику? (ему надоела скучная игра, он хотел пощекотать себе нервы, почувствовать вкус настоящей игры)
2 Когда для героя начались мучительные и неловкие дни? (когда Лидия М. предложила заниматься дополнительно)
3Где она предложила проводить эти уроки? ( у неё дома)
4 Критический опрос (10 правильных и 14 ошибочно построенных вопроса)
1 Верно ли я говорю, что в посылке был картофель? (нет. Там были макароны)2 В посылке лежало 10 кусков сахара и 3 плитки шоколада? (нет. Несколько кусков сахара и 2 плитки гематогена)3 Сразу ли мальчик догадался, что посылка не из дома?( да. Таких продуктов в деревне не было)4 Правда ли, что Лидия М. уговорила взять посылку? (нет. Он убежал)5 Верно ли, что уроки на дому у Лидии М. прекратились после этой посылки? (нет. Они продолжались)6 Получил ли «5» по французскому языку мальчик в этой четверти? (нет)
7 Осмеливался ли мальчик задавать вопросы и даже спорить? (да)
8 Верно ли, что Лидия м. сама предложила ему играть на деньги? (да)
9 По мнению Лидии М. человек стареет, Когда доживает до старости? (нет. Когда он перестаёт быть ребёнком)10 Героя этого рассказа зовут Дима? (нет. У него нет имени)11 Верно ли, что повествование в рассказе идёт от автора-рассказчика? (нет, от автора-персонажа)
12 Голод для героя страшнее в деревне? (нет. В городе)13 Верно ли. Что после драки герой не пошёл больше играть? (нет, не верно. Он пошёл играть)14 Развязка этого рассказа комическая? Трагическая? Драматическая или счастливая?
15 Получив вторую посылку, мальчик также плохо к ней отнесся? (нет. Обрадовался, особенно яблокам)16 в рассказе подробно даны портретные характеристики Вадика, Птахи и Тишки? (нет. Они не многословны)17 Лидия М.играла с мальчиком в замеряшки по-настоящему? (нет. Она поддавалась и специально проигрывала)18 В замеряшки они играли в комнате Лидии М. там же, где и занимались? (нет, перебирались в прихожую, там было свободнее)
19 Принимая деньги от Лидии М., мальчик чувствовал себя хорошо? (нет. Чувствовал неловко, но успокаивал себя, что это честно)20 Лидия М. честно все рассказала директору? (да)
21 Верно ли, что Лидия М. уехала через 5 дней? (нет. Через 3 дня)22 Верно ли, что директор не принял никаких мер, когда увидел эту игру? (он сразу уволил учительницу)
23 Директор назвал эту игру преступлением? (да, именно так )24 Сумел ли директор разобраться во внутреннем состоянии мальчика и учительницы? (нет)
Подсчитать плюсы и поставить в матрицу, записав результат.
5 Тематический словарный запас по изученному произведению.
Норма -63 слова. Время – 5 минут.
Обменяться тетрадями, посчитать слова.
6 оценки (результаты по матрице)
7 домашнее задание: 1. составить синквейн по рассказу
2 письменый ответ на вопрос: « Урок –это….»