Урок русской литературы в 7 классе по рассказу В.Г. Распутина Уроки французского
Урок русской литературы в 7 классе.
Тема: Уроки доброты в рассказе «Уроки французского « В.Г. Распутина
Цели:
Обучающая
Показать на примере повести В. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;
Развивающие
развивать умение анализировать художественный текст;
развивать устную роль учащихся,
развивать ассоциативное мышление;
Воспитательная
показать роль и значение доброты, отзывчивости и душевного благородства в жизни.
Тип урока литературы: обобщение и систематизация знаний.Технология проведения урока литературы: развитие критического мышления.Форма урока литературы: урок-размышление.
Оборудование: учебник, хрестоматия, портрет писателя, рисунки ребят, запись к/фильма,
карточки, дерево души.
Ход урока
Этап вызова
В мае этого года мы отмечаем 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны
Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.
– Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта?
– Кто для вас является добрым человеком?
Ассоциации со словом «Доброта».
Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
Цель нашего урока?
Ребята рассуждают самостоятельно, затем учитель подытожит.
А цели нашего урока таковы:
- мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки для нашей души он несет; раскрыть тайну духовной красоты героев, их духовные ценности, нравственные законы, по которым живут Лидия Михайловна и герой ; и положить в копилку своей духовной памяти понятие о милосердии и любви, о доброте и достоинстве. Мы даже попробуем вырастить Дерево Души.
Физкультминутка:
- Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить , какое оно , а вы показывать - БОЛЬШОЕ,ВЫСОКОЕ,ШИРОКОЕ,КРЕПКОЕ,ТЯНЕТСЯ,СГИБАЕТСЯ,К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.
Ребята, сегодня мы будем говорить о добре, о доброте, о нравственности, о памяти, о совести. Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы с уроков самопознания и литературы.
Задание. Учащиеся получают карточки, соотносят понятие и толкование.
Работа в парах.
Добро - что-то положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним биографию В.Распутина.
Да и нет (блиц-задание на знание биографии). Взаимопроверка.
Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири, детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.+в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского» и этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.+его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).-
этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.+Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)-
Вывод: Это рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1973 году Распутин пишет один из своих лучших рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Взаимооценивание. Оценка по принципу «5» из «5»
Этап осмысления.
Работа с текстом.
В какое время происходит действие рассказа?
(1948 год)-Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
Кто является главным героем?
От чьего лица ведется повествование?
-Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к кому они относятся :«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня»
.«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
-Узнали героя из рассказа?
Посмотрите эпизод из жизни главного героя ( Просмотр к/фильма «Уроки французского)
Кто сыграет немаловажную роль в судьбе мальчика?
Зачитаем описание Лидии Михайловны:«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре…
Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»—
Зачитаем отрывок:«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..»«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».-Какие черты характера мы с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя.(забота о детях, материнское начало, внимательность).-Как главный герой относился к учителю?-Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя?(покормить ребёнка).
Просмотр эпизода «Игра на деньги»
Работа в парах «Качества характера главных героев»
1 вариант. Качества мальчика
Доброта,
Уважение,
Сила воли,
Настойчивость,
Смелость,
Чувство собственного достоинства.
2 вариант. Качества Лидии Михайловны (доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратная ).ДОБРОТА -
УВАЖЕНИЕ -
ПОНИМАНИЕ -
ВНИМАНИЕ -
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Рассказать друг другу и дополнить товарища.
Работа с текстом ( продолжение)
Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть?(учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).— Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?Зачитаем концовку рассказа:«И больше я её никогда не видел.Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».-Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?(Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).-Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?— Какие уроки жизни? ( в парах в тетради записать)Ответы ребят:1.Разлука с близкими и одиночество.2.Голод.3.Нечестная драка.4.Трудности с французским языком.5.Расставание с учительницей, которая стала другом.
— Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна?-Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?(доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).-Как одним словом можно назвать эти чувства? (нравственность).
Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
Главный вывод урока:
«Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые». Назовите ещё раз душевные качества героев./ Дети повторяют то , что записали /
Эти качества - доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества . А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то , что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым.
III стадия: рефлексияЗаполняем Дерево Души.На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, те качества, которые необходимы человеку) и подарите соседу по парте.
Продолжите предложения:Я научился (научилась) …Я задумался (задумалась) над…Я открыл (открыла) для себя…Чему я хочу научиться?
Д/з. Написать сочинение - миниатюру о человеке, который делает в своей жизни добро.
Комментирование оценок.