Конспект урока на тему Хан Абылай


Дата: Класс:
Тема урока: Хан АбылайЦели урока:
познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа – хана Абылая,
узнать о периоде правления хана Абылая, о том какой вклад он внес в историю своего государства.
Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию.
формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: элементы критического мышления
Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, презентация
План урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Изучение нового материала
Работа в группах
Закрепление и контроль изученного материала
Выполнение разноуровневых заданий
Взаимопроверка
Итог урока.
Итог учителя
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа – ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке – Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.
Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай – хане. Подвиги Абылай – хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.
2. Опрос домашнего задания
На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.
Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)
Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)
Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)
Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)
Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)
Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)
3. Изучение нового материала
Учитель: Абылай хан – это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях.
- Наша работа сегодня будет строиться по плану:
Детство и участие Абылая в борьбе против джунгарВзаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при АбылаеКазахское ханство в период правления Абылая- Ребята, работать будем следующим образом:
Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.
По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других.
4. Закрепление и контроль изученного материала
Учащимся раздаются задания с тремя уровнями (1- на 3, 2 – на 4, 3 – на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение – 10 минут
На задания дается фиксированное время.
Взаимопроверка.
Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.
5. Итог урока.
Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае – великом хане казахской степи.
Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.
Домашнее задание:
Параграф 25, читать пересказывать, подготовить небольшое сообщение о Абылае.