Творческий час «Берегите природу родного края»


Методическая разработка. Творческий час.Тема: "Берегите природу родного края"
Программное содержание:
Цели и задачи:
воспитание экологической культуры у подрастающего поколения;
пополнение знаний у учащихся о природе.
1. Дать понятие детям о птицах кочевниках.
2. Уточнить знание детей о зимующих и перелетных птицах.
3. Закрепить знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу.
4. Воспитывать любовь и бережное обращение к природе и ее обитателям.
Дети, пусть вас гости не пугают,Здесь нам стены помогают.Все, кто здесь сидят - друзьяИ бояться их нельзя.Мы волнуемся, конечно,День сегодня интересный.Ну а нам начать пора,Всем ни пуха, ни пера.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Тема нашего устного журнала «Берегите родную природу!».
Слайд 1
Как вы думаете, что такое природа? Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, океаны, горы, небо, солнце, животные, растения. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
«Так весело в густом лесу.На ветках птицы распевают.Увидеть леса красотуПернатые нам помогают»
– Вслушайтесь в их неповторимые голоса.
Запись с пением птиц
В какое время года птицам приходится очень тяжело? А каких зимующих птиц вы знаете?
Очень тяжело зимой без корма птицам. Как мы можем помочь пернатым в этот период?
- Правильно. Вот почему мы с вами зимой делали кормушки и подкармливали зимующих птиц.
И вы с родителями делали кормушки, которые мы разместили на территории школы.
Слайд 2 - 5
- А чем мы кормили их? (Крошки, семечки, зерна, сало).
Слайд 6 - 7
И сейчас у нас с вами пойдет разговор о птицах.
Наши корреспонденты подготовили несколько интересных вопросов нашим гостям:
Какая птица бывает почтовой? (голубь)
Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (синица).
Какую птицу называют санитаром леса? (дятел)
Какая птица не вьёт своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
Как называется птичий дом? (гнездо)
Кого из птиц называют «воровкой»?
Как называют домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто выводит птенцов зимой? (клёст, снегирь)
Спасибо. Сегодня я хотела рассказать вам о птицах которые зимуют вместе с нами, но ещё вы услышите их пение.
Слайд 8
Свиристели: как и снегири прилетают к нам только зимой. От других зимующих птиц нашего края отличаются хохолком на голове и ярко желтой полоской на хвосте. Стаи свиристелей можно встретить с ноября по начало апреля. Особенно предпочитают посадки рябины, боярышника и других деревьев, плоды которых не опадают на зиму.
Слайд 9
Синица: Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе. Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов
Слайд 10
Снегирь: Лучшие грозди рябины снегирь, будь он трижды голоден, все равно уступит самке. Облепят эти птицы деревце, потом перелетят на другое, затем откочуют к югу. И только с первым снегом они опять появятся в городе, недаром «снег» и «снегирь» - однокоренные слова.
Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают
Наши ребята подготовили стихи про птиц
 Вот ворона сидит на заборе. Даша
 Все амбары давно на запоре.
 Все обозы прошли, все подводы,
 Наступила пора непогоды.
 Суетится она на заборе —
 Горе ей, настоящее горе!
 Ведь ни зернышка нет у вороны
 И от холода нет обороны.
                           Н. Рубцов
 
 Голуби, голуби, Никита
 Раз, два, три...
 Прилетели голуби-сизари.
                   И. Токмакова 
 Скачет шустрая синица, Лиза
 Ей на месте не сидится.
 Прыг-скок, прыг-скок,
 Завертелась как волчок.
                         А. Барто 
 Выбегай поскорей, Катя
 Посмотри на снегирей!
 Прилетели, прилетели!
 Стайку встретили метели,
 А Мороз Красный Нос
 Им рябинки принес.
Слайд 11
Воробей: Одной из причин широкого распространения воробья является его широкий диапазон в выборе кормов, легко меняющийся в зависимости от доступности в данном районе и в определённое время года. В сезон размножения питается преимущественно животной пищей, в больших количествах уничтожая мелких беспозвоночных: насекомых и их личинок, пауков, многоножек и пр.
В населённых пунктах воробей не боится присутствия человека и в поисках корма иногда залетает внутрь помещений. При этом он проявляет сообразительность, приноравливаясь даже к автоматически закрывающимся дверям
Слайд 12
Дятел: Дятел играет важную роль в экологии леса, оставляя выдолбленные им дупла для других гнездящихся в них мелких птиц, таких как синиц. Кроме того, он в большом количестве поедает лесных вредителей — тлю, гусениц бабочек и питающихся древесиной насекомых — усачей, златок, короедов, муравьёв и многих других[4]. Если весной и летом основу рациона составляют животные корма, то осенью и зимой птица переключается на растительную пищу. В лесах с хвойными породами деревьев их основной корм — семена сосны, ели и лиственницы. Для долбления шишек используется «кузница», специально отведённое место — развилка дерева, щель в коре или отверстие, проделанное дятлом, в которое вставляется шишка. В южных широколиственных лесах дятлы употребляют в пищу орехи и плоды косточковых растений.
Слайд 13
Дрозд: Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками и всевозможными ягодами, часто кормятся на земле.
Песня певчего дрозда считается очень красивой. Она размеренная, неторопливая, звонкая, продолжительная, состоит из низких свистов и коротких трелей, почти каждый элемент песни обычно повторяется 2-4 раза. В песне они нередко имитируют некоторые звуки других птиц. Поют обычно сидя на вершинах деревьев, почти всё светлое время суток, но они наиболее активны утром и вечером (но не поздним). Поют много, до конца гнездового периода. В начале июня поют чуть меньше, чем обычно, но вскоре прежняя активность восстанавливается. Петь перестают к середине-концу 1 декады июля.
Наши ребята подготовили не только стихи о братьях наших меньших, но и загадки
1. Зимой на ветках яблоки Семён
Скорей их собери,
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это … (Снегири)
2. Непоседа, невеличка Стёпа
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеницу
Кто узнал ее? (Синичка)
3. Маленький мальчишка Вова
В сером армячишкеПо дворам шныряет
Крохи собирает,
По полям кочует
Коноплю ворует. (Воробей)

4. Гладенький, аккуратненький Антон
Урчит, воркует
Дружка целует (Голубь)
5. Эта птичка никогда Данил
Для птенцов не вьёт гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»
           
6. Скачет птичка по дорожке, Настя
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыгИ чирикнет: «Чик-чирик!»   
 
7. Стрекотунья, белобока, Даша
Наша сплетница…                
8. Как лиса среди зверей, Кирилл
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её…       
 
Прилетают к нам зимой, Илья
Им не нужен летний зной.
Грудка ярче, чем заря,
У красавца…   
Слайд 14
Галка: по сравнению с вороной, грачом и сорокой — самая маленькая и шустрая птица. Самое примечательное у галки — это глаза, черный зрачок которых окружен серо-голубой радужиной, поэтому они кажутся белесыми с серебристым отливом.
Всеядная, довольно агрессивна. Основу ее питания составляют насекомые, среди которых много вредителей лесных и сельскохозяйственных растений. На бахчевых плантациях они расклевывают оболочку поспевших дынь и арбузов, утоляя жажду сочной мякотью; в садах клюют созревшие вишни и сливы, на огородах выклевывают ростки гороха, бобов и других растений. И все же пользы от галок больше, чем вреда. Уже весной во время пахоты они следуют за плугом и подобно грачам уничтожают множество личинок вредных бабочек и жуков, улиток и мышей. Выкармливание галчат также сопровождается истреблением вредных насекомых, идущих им в пищу.
Слайд 15
Голубь: Примечателен способ, каким голуби пьют воду — они втягивают её в себя, как из соломинки, в то время большинство птиц захватывает клювом несколько капель и затем запрокидывает голову, давая жидкости скатиться в горло.[ Слайд 16
Сорока: Cороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.
Весной сороки обследуют кустарники, молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгуют также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Сорока считается одной из самых интеллектуальных птиц. У сорок были обнаружены тщательно продуманные социальные ритуалы, включая, возможно, выражение печали.
Сорока — единственное известное не-млекопитающее, способное узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает свое собственное отражение как другого попугая.
- Ребята, мы сейчас говорили о птицах, которых можно встретить у нас на Урале. Теперь познакомимся по ближе с птицами, зимующих в других регионах нашей страны.Слайд 17
Кедровка: Как только созревают кедровые орешки птицы собираются в стаю и летят к орешнику. В основном питаются созревшими кедровыми орехами, но кроме орехов питаются жёлудями, еловыми и сосновыми семенами, ягодами и насекомыми.
Кедровка имеет вместительный подъязычный мешок, в котором она, делая запасы, способна переносить до 100 кедровых орешков за один раз.
Замечательна и другая черта этой птицы — заготовка на зиму кормов. Кладовые из кедровых орешков она устраивает на земле — подо мхом, лишайниками, в каменных россыпях, под корой и в дуплах деревьев. При заготовке корма кедровка собирает орехи в горловой мешок. В нем находили до 120 орешков кедра. Птицы запоминают места своих кладовых и зимой находят, раскапывают их, проделывая в снегу ходы до 60 см. Часть запасов кедровки не используют, семена в них прорастают. Тем самым ореховка играет большую роль в расселении кедровой сосны. Возобновление кедровой сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы. Полезна она и истреблением вредных для леса насекомых.
Слайд 18
Клёст: дневная, шумная и подвижная птица. Почти всё время проводит на деревьях. Летает, быстро по волнистой траектории. В образе жизни всех видов клестов есть интересная особенность. Поскольку клесты кормятся почти преимущественно хвойными семенами, урожай которых бывает не каждый год, в сезонных явлениях этих птиц можно заметить годовые колебания.
Помимо хвойных семян клесты питаются сорняками и семенами подсолнуха, иногда насекомыми.
Слайд 19
Щегол: Основное питание щеглов в природе – семена различных растений, причем некоторые щеглы предпочитают сорняки, а другие – культурную растительность. Насекомых птицы тоже едят, но в меньшей степени. Если вы завели щегла у себя дома, то обеспечить ему здоровый рацион вряд ли составит проблему. Птица с удовольствием лакомится зерновыми смесями из проса и овса с добавлением репейника, хвойного, конопляного семени, подсолнечника, семян одуванчика или салата. В качестве зеленых кормов подойдет та же самая растительность – сено и свежая травка, а источником животного белка станут мучные черви или личинки насекомых, но только в небольшом количестве. Можно добавлять в рацион щеглов тертую морковку и немного сваренных вкрутую яиц.
Слайд 20
Поползень: Охотно употребляют в пищу семена шишек, жёлуди и орехи, продалбливая в скорлупе отверстия[12]. При случае также не брезгуют семенами подсолнуха.
В любое время года делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры. Зимой охотно пользуются оставленными человеком кормушками.
Слайд 21
Сова: Полёт сов вполне беззвучен и позволяет им совершенно незаметно подлетать к спящим птицам. На охоте совы, проносясь неслышно над землёй, издают время от времени резкий крик, вспугивающий своей неожиданностью добычу. По-видимому, совы этим пользуются, чтобы заметить последнюю. Обычную пищу сов составляют мелкие грызуны; более мелкие виды сов питаются преимущественно крупными насекомыми, а некоторые — рыбой. На птиц совы нападают редко. По-видимому, при охоте на грызунов в почти полной темноте совы ориентируются по звуку, так как обладают очень хорошим слухом. В связи с этим возникло ошибочное представление, что совы способны видеть в полной темноте (например, видят в инфракрасном диапазоне).[2] Совы могут месяцами жить без воды, утоляя жажду кровью своих жертв. Но без особой необходимости они так себя не ведут — вода нужна им не только для питья, но и для купания.
Сейчас Карина расскажет стихотворение.
Слайд 22
Давайте подведем итог, чем же нужно кормить птиц?
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе.
«Лес – наше богатство». Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он нужен людям?
Лес – наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
Там, где лес всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
– Правильно ребята. Поэтому надо охранять и беречь лес. И хотя на земле много лесов, но мы должны с вами помнить и знать, что ни одно деревце нельзя срубать зря.
А все ли люди бережно относятся к лесу?
– Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему?
В лесу живут «братья наши меньшие» – птицы
Среди них множество наших друзей. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых. Птицы украшают нашу жизнь.
Наши корреспонденты подготовили интересную информацию
А знаете ли вы чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.
А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т. хлеба?
А знаете ли вы, что 1 гектар леса за один день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?
А знаете ли вы за последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.
А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?
А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда нужно облететь 1 000 000 цветков?
А знаете ли вы, что на одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов.
А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
А знаете ли вы, что быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.
Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.
Сейчас мы с вами закрепим правила поведения в лесу, на лугу. (Воспитатель показывает на картинку, а дети объясняют правило) .
1. Береги муравейник.
2. 2. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
3. Не лови насекомых.
4. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.
5. Не ломай и не руби ветви деревьев и кустарников.
6. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут найти хищники. Не прикасайся к гнезду птицы, иначе родители могут покинуть гнездо. Не разоряй гнезда птиц.
7. Не лови и не уноси домой здоровых птиц, детенышей зверей.
- Вы, конечно правы. Давайте сделаем знаки, говорящие о том, как не нужно вести себя в лесу.
Слайд 23
- Я предлагаю поработать в парах. Возьмите заготовки и преступите к работе.
- Молодцы. Выходите и покажите нашим гостям, что у нас получилось.
В заключении скажите, что вам понравилось больше всего, что было сложного для вас, что вы узнали нового.
- Теперь я предлагаю спеть нашу песню.
Звучит минусовка. (Учат в школе)