Презентация по экологии Экология и культура — будущее России
Урок экологии «Экология и культура – будущее России»
Цель: - обратить внимание каждого студента на необходимость жить в мире с окружающим миром;
Задачи: Обратить внимание студентов на: - проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.); - проблемы современной России; - то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»); - добиться понимания, что культура выступает как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России; - усвоить понятия: «экологические принципы», «экологические правила», «экологическое сознание»; - расширить представление об экологических законах.
«Природа не прощает ошибок»
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Притча. Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен ... комарами.
Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь иизучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Информационный блок «Законы экологии».
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая«улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения«биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Червяк удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
«Обращение от имени Природы».1. Одинаковую самоценность представляют все живые существа (в том числе и человек) и экосистемы.2. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение как минимальных потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.3. Правильно и разрешено то, что полезно и природе и человеку и не нарушает экологическое равновесие.4. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей между собой, так и на их взаимодействие с миром природы.5. Дальнейшее развитие природы и человека видится как процесс коэволюции (мирного, равноправного развития).6. Природа охраняется человеком в первую очередь ради нее самой.
Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо выполнять общие правила экологии и культуры- будущего России.
2017 год – год экологии в России
Спасибо за внимание!