Литературная композиция, посвящённая павшим на войне поэтам-сибирякам


Литературная композиция
«Строки, опалённые войной…»
Цели урока:
познакомиться с творчеством поэтов-сибиряков, погибших на ВОВ;
создать атмосферу погружения в военное время;
помочь услышать страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи.
Задачи
Образовательные: познакомить с поэтами, погибшими на войне, через исполнение отрывков из их произведений; формировать представление о войне через лирику поэтов, погибших на войне.
Развивающие: развивать интерес к истории своей страны; развивать навык выразительного чтения.
Воспитательные: воспитывать патриотизм; воспитывать культуру слушания; воспитать уважительное отношение к ветеранам
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1.  В этом году наша страна будет отмечать важную дату: 70 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. Наша композиция называется «Строки, опалённые войной…» и посвящена павшим на войне поэтам-сибирякам.
Ведущий 2. У поэтов-сибиряков много общего и различного. Молодость. Сибирь. Страсть к поэзии. Война – вот что объединяет их. Но голос у каждого свой, неповторимый. У всех были мечты свои…
Ведущий 1. Но разве можно мечтать о другом, когда опасность пришла к самому порогу Родины! Оказалось, что интеллигентность, мягкость характера – не помехи для суровой схватки с врагом. Воспитанные на тонкой и изящной поэзии «лобастые мальчишки революции», как сказал о своем поколении Павел Коган, ринулись в военкоматы, настойчиво добиваясь отправки на фронт. Они погибли, освещая своим подвигом путь к сегодняшней поэзии. Это всегда будет поражать.
Ведущий 2. Не все стихи блещут совершенством, ведь авторы были очень молодыми. Им некогда было оттачивать строки – стихи писались в окопах и блиндажах. Когда читаешь стихи этих поэтов, в горле встает ком… Давайте же познакомимся с ними
Ученик. Со второго курса иркутского пединститута ушел в армию Георгий Суворов. Он погиб в дни наступления войск Ленинградского фронта 13 февраля 1944 года в звании лейтенанта.
Георгий Суворов
О чем он думал, двадцатидвухлетний – усы еще едва-едва видны, –Когда бежал в атаку в день тот летний,под Старой Руссой, в первый год войны! Когда лежал не койке госпитальной и, оклемавшись, в блиндаже сыромписал стихи под гром пальбы недальнейв ненастном сентябре, в сорок втором.Когда он шел в блокадном Ленинграде,по Невскому, под тусклою луной,и вспоминал в ночи как о награде о солнце над сибирской стороной.О чем он думал, лежа под обрывом,когда на взводс противной стороны рванули «тигры» с лязгом и подвывом в то утро, в предпоследний год войны.Когда весь свет казался черным адом,сама земля вставала на дыбы,и взрывы мин вдруг вырастали рядом,как грозные железные столбы!О чем он думал,жизни не видавший,любви еще не знавший лейтенант,лишь только про себя еще державший ту мысль, что, может, вправду он – талант.Ничем от мин и пуль не защищенный, лежавший там, как будто на золе,на той, перекореженной, сожженной,со снегом перемешанной земле! Нет, не о смертной думал он остуде, - а думал, что, живя среди смертей, - свой добрый век мы прожили как люди и для людей.
Ученик. О поэте Иосифе Уткине знают немногие. Он родился в 1903 году в г. Иркутске. Участвовал в гражданской войне, был ответственным секретарем первой комсомольской газеты в Иркутске. Издал несколько стихотворных книг. В дни Великой Отечественной войны работал военным журналистом. Погиб, возвращаясь с фронта, в авиационной катастрофе 13 ноября 1944 года.
Стихотворение «Я видел девочку убитую…»
Ученик. Другом Иосифа Уткина был Джек Алтаузен. Он родился в городе Бодайбо Иркутской области. С 1922 года начал печататься в иркутских газетах. По-разному работали поэты на войне и во время войны. Д. Алтаузен писал для номера армейской газеты. В Москву он стихов не посылал, был целиком занят своей газетой, нуждами армии. Это может показаться удивительным, но в конце 1941 года Военный совет армии специально заседал «по заслушиванию стихов Д. Алтаузена». Вполне возможно, что прославленные военачальники слушали Джека, чтобы подзанять у него бодрости, зарядиться его волнением. Погиб в бою под Харьковом в 1942 году.
Стихотворение «Девочка играла возле дома…»
Ученик. Моисей Рыбаков родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать стихи не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом. Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом – началась Отечественная война, и юноша, не колеблясь, становится солдатом. Он погиб в возрасте 24 лет.
Стихотворение «Когда-нибудь, я верю, это будет…»
Ученик. На деревянном обелиске друзья-однополчане Владимира Чугунова написали: «Здесь похоронен В. Чугунов – воин-поэт-гражданин, павший 5 июля 1943 года. Ему было 32 года. 9 мая 1943 года Чугунов писал жене: «Живем мы боевой жизнью, колотим фрицов, часто вспоминаю о доме… Хотел бы я сейчас посмотреть на Светланку. Если есть карточка – пошли, а чего доброго, и не увижу больше…»
Светлана
Я друзей обманывать не стану: Сердце не грубеет на войне – Часто дочь, трехлетняя Светлана,Среди сна является ко мне.Теплая и нежная ручонкаНоровит схватиться за меня…Но скажу я в этот мир, ребенка На коленях нежно приласкав,Что не скоро я вернусь обратно,А возможно, вовсе не вернусь.Так закон диктует в деле ратном: «Умирая, все-таки не трусь!»Может быть, в журнале иль в газете,Желтых от событий и времен,Дочь моя, читая строки эти,Гордо скажет: «Храбро умер он!»А еще приятней, с нею вместе Этот стих короткий прочитать,Говорить о долге, славе, чести,Чувствуя, что был тогда ты прав.
Ученик. Черепанов Иван, погибший в феврале 1943 года, под Ростовом, родился в Иркутске. Он не сумел получить образование. Самостоятельно научился грамоте по книгам, интерес к которым проявился рано. Его стихи публиковались в областных газетах. С первых дней войны он был на фронте.
Мать и сын
В дальний край, в поход военныйОтправляла сына мать.Провожала-говорила: «Враг отнял у нас отца,Отплати за кровь, сын милый,Бейся храбро до конца».Вздрогнул конь, вздохнул всей грудью,Оторвался от земли.– Ну прощай, я не забуду! – И умчался конь в пыли.Долго мать платком махалаУ обветренных кустовЧерез месяц в тихий вечерНа дворе раздался гуд.Вышла мать, а ей навстречу Сына мертвого везут.Привезли. На хаше у гроба Положили близ воротИ до ночи полон злобыПроклинал врага народ.А на завтра утром алым Схоронивши сына прах,Мать с бойцами уезжалаС карабином на плечах.
Ведущий 1. И это далеко не все поэты-сибиряки, которые не вернулись из боя. Жизнь их оборвалась в самом начале их творческого пути. Конечно, уход из жизни любого человека – это всегда потеря, но уход из жизни поэта – это гибель целой поэтической Вселенной, особого мира, созданного им и уходящего вместе с ним...
Ведущий 2. Сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в годы Великой Отечественной Войны. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе и природе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединила общность судьбы. Их "строки, пробитые пулями", остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать – печать вечности...