Внеклассное мероприятие. Литературная гостиная, посвященная поэтам Серебряного века.
Литературная гостиная «Серебряный шар», посвященная творчеству
поэтов Серебряного века.
Играет музыка Поль Мориа «История любви», автор за кулисами, на сцене макет «башни».
Автор: - Серебряный век – первая четверть 20 столетия. В квартире Вячеслава Иванова, называемой знаменитой «башней», собирался весь свет поэтического Петербурга, где читают стихи по кругу знаменитости и начинающие, а хозяин солона, произносит приговор …
(Из глубины зала выходит В. Иванов)
В. Иванов «Поэзия только тогда истинна, когда она неисчерпаема и беспредельна в своем значении…»
В. Иванов:
- Позвольте представить мою гостью. Это Ахматова, Анна Андреевна.
Первые сборники стихов, в которых долгие годы звучали чисто интимные переживания, принесли Анне Ахматовой известность. Здесь ею восхищались все. В её лирике целый мир женской души, страстной, нежной и гордой
(Молодая Анна спускается по ступенькам и читает под музыку Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною.
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.
Замечаю все, как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
(Ахматова присаживается у стола, где будут собираться поэты)
Автор:
- Её поэзия в традициях русской классики, у неё редкое чувство гармонии, она умело передает радость и красоту природы …
(Ахматова читает)
Нынче день как летний.
Вдоль аллеи длинной
Шепчутся приветнейЛипы и рябины.
Ароматом хвои
Полон воздух теплый,
Солнце золотое
Дерзко бьется в стекла.
Небо чисто-чисто,
Как мечта о друге.
Что ж не говоришь ты
Больше мне о Юге?
Автор:
- Ахматова вышла замуж в 1910 году за поэта, переводчика, критика Николая Степановича Гумилева. Волевая целеустремленность натуры сказалась в неустанной работе. Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма. Гумилева и Ахматову соединила любовь и поэзия:
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком,
На белом окошке воркует…
(Выходит Н. Гумилев и присоединяется к А.Ахматовой)
Автор:
- Николай Степанович прожил яркую, но короткую жизнь. За храбрость проявленную добровольцем на фронте в 1914 году, награжден двумя Георгиевскими крестами. Его влекло к романтической экзотике, ярким краскам. В ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, а вполне достижимой. Стихи его, как натянутая струна:
( Гумилев читает)
Да, я знаю, я Вам не пара.
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытий,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Автор: А это Марина Цветаева. Ее судьба – это целая вечность.
В «башенке» на сцене выходит миниатюрная Марина Цветаева.
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной- и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна - увы! – не вами!
Автор:
- Дочь профессора – искусствоведа И.В. Цветаева, основателя Московского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Марина с 16 лет печатала свои стихи.
( Цветаева читает)
«Моим стихам, написанным так рано…»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам,(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Автор:
- Поэтесса трагической судьбы. Поэзия ее мелодична, задушевна и к ней постоянно обращаются композиторы, превращая стихи в красивые романсы.
Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа».
(Появляется ученик – Владимир Маяковский, в желтом шарфе на шее, целует руку Марине Цветаевой, усаживает ее рядом с Ахматовой и встает в центре сцены).
Автор:
- Это Володя Маяковский – живое олицетворение нового типа поэта. Его творчество всегда было предметом острых споров. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Владимир был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Его стихи строятся не на музыку ритма, а на смысловом ударении, на интонации, несут эстрадный характер поэзии.
(Маяковский читает)
Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
Дней бык пег.
Медленно лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.
Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие – наши песни.
Наше золото – звенящие голоса.
Зеленью ляг, луг,
Выстели дно дням.
Радуга, дай дуг
Лет быстролетным коням.
Видите, скушно звезд небу!
Без него наши песни вьем.
Эй, Большая медведица! Требуй,
Чтоб на небо нас взяли живьем.
Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша – медь литавр.
Автор:
- Титаническая фигура Владимира вошла в историю русского искусства. Талант художника обнаружился в детском возрасте. Он учился в частных студиях. В 1914 году, в пору мировой войны, рисовал лубки с частушками, писал портреты с натуры очень быстро. Он был реалистом до самых корней. Тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно, очень талантливый. В пору гражданской войны работал в Окнах РОСТА. Был хорошим журналистом, редактором, профессиональным чтецом.
(Маяковский читает)
… Это что – корпеть на заводах,
Перемазать рожу в копоть
И на роскошь чужую
В отдых
Осоловелыми глазами хлопоть.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры.
Книгой времени
ТысячелистойРеволюции дни воспеты.
На улицу, футуристы,
Барабанщики и поэты!
Автор:
- Перед нами целое созвездие выдающихся личностей.
К этому созвездию относится и Александр Блок, который подарил нам свои стихи:
(Появляется А. Блок)
На небе зарево. Глухая ночь мертва,
Толпится вкруг меня дерев лесных громада.
Но явственно доносится молва
Далекого, неведомого града.
Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за башнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых…
Так явственно из глубины веков
Пытливый ум готовит к возрожденью
Забытый гул погибших городов
И бытия возвратное движенье.
(Показ слайдов с портретами поэтов под музыку Шуберта «Аве Мария» )Автор:
- Долгие годы проведут в эмиграции поэты: Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Владислав Ходасевич. Живя на чужбине, русские поэты не предадут своей любви к родному Отечеству.
Им было о чем нам поведать, им было о чем рассказать нам. Поэты непростого века. Плеяда мастеров своего дела.
(Друг за другом из-за столиков встают чтецы-поэты, выстраиваются в центре сцены)
Наставления молодых поэтов серебряного века всем сидящим в зале.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь.
…И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
А быть живым, и только,
Живым, и только до конца.
Занавес закрывается, на сцену выходят все герои спектакля.