Урок внеклассного чтения в 5 классе По страницам сказок Андерсена
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учитель: Стенникова Ю.В.
Организационный момент.
Слово учителя.
Ребята, сейчас я вам расскажу историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы глупый юноша и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения: О, вы ещё у меня поплачете, верзила вы эдакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный, ему уже стукнуло 17 и среди гимназистов – второклашек он выглядел нелепо. И всё же его учитель ошибался. Как его звали, никто теперь и не помнит. А «непутёвого ученика» знают и любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что я говорю о великом сказочнике Гансе-Христиане Андерсене?
Родился он 2 апреля 1805 года в Дании городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним смеялись и дразнили фантазёром. Но Г.Х.Андерсен вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.
Итак, вперёд по страницам сказок Андерсена!
Каждый из ребят проверит свои знания и покажет, насколько хорошо он знает сказки Андерсена. По количеству выигранных умов в нашей литературной игре мы выявим Лучшего знатока сказок Г.Х.Андерсена.
1 тур «Устами читателя» (отдельная презентация)
Перед вами поле с номерами вопросов по определённой теме. Ребята по очереди называют выбранную тему и номер вопроса, на открывшемся слайде появляется вопрос и 3 варианта ответов. Ученик выбирает один из вариантов, если ответ верен, то раздаются аплодисменты.
2 тур «Бюро находок»
Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернём их владельцам. Кому же принадлежат эти предметы?
Бумажный кораблик.
«Стойкий оловянный солдатик»
Скорлупа грецкого ореха.
«Дюймовочка»
Чашка с речным песком.
«Дикие лебеди»
Бусы из ракушек
«Русалочка»
Роза и соловей.
«Свинопас»
Зонтик.
«Оле-Лукойе»
3 тур «Угадай героя сказки»
Ребята должны узнать, о каких персонажах идёт речь. Назвать сказку. Каждый из ребят должен задать вопрос кому-то из своих товарищей.
1.Кто носил богатую очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый (крот из сказки "Дюймовочка")2.Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (солдат из сказки "Огниво")3.Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина. (Принцесса из сказки "Принцесса на горошине")
4. «В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона» (Эльф из сказки «Дюймовочка»)
5. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!» (Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди»
6.«Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его» («Оле-Лукойе»)
7. «Увидав это, злая королева натерла девочку соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Теперь нельзя было и узнать хорошенькую .» (Эльза из сказки «Дикие лебеди»)
4 тур Работа с иллюстрациями.
Учитель показывает рисунки, помещённые на доске, ребята должны угадать, к какой сказке они относятся.
·5 тур Конкурс «знатоков»
Ребята по очереди вытягивают конверт с вопросом и отвечают.
Вопросы для «знатоков».
1.Какой вы увидели Элизу из сказки «Дикие лебеди». Почему она молчала? Почему её братья превратились в лебедей?
2. Как начинается сказка «Дюймовочка»?
3. Чему учит сказка «Дикие лебеди»? (Быть сильными, верными, стойкими, любить, ведь только так человек победит любое зло)
4. Кто из сказочных героев Андерсена отправляется на поиски близких людей?
5. Любимые цветы Андерсена-розы. На страницах каких сказок они встречаются?( «Снежная королева», «Дюймовочка», «Свинопас», «Дикие лебеди»)
6. Что стало с Гердой из сказки»Снежная королева»? Почему Герда смогла спасти Кая?
7. Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»? (Принцем)
8. В какой сказке герой добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)
9. В какой сказке герой спасает императора от смерти своей песней?(«Соловей)
10. О ком рассказывает Андерсен в этих строчках: «-Убейте меня!-сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой как зеркало воде!» («Гадкий утенок»)
6 тур Отгадай кроссворд.
Каждый из ребят отвечает на вопросы кроссворда самостоятельно. Кто быстрее и правильнее. С последующей проверкой.
1. Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лед?
2.Кто смог смастерить кувшинчик, который рассказывал,что говорят в каждом доме города?
Каким был утенок, пока не стал лебедем?
Как звали девочку, которая в сказке совершает далекое путешествие?
Что помогло принцессе стать женой принца?
Кто хотел поменять хвост на ноги?
Кто улетал осенью зимовать в теплые страны?
Что нужно было старой ведьме в дупле?
Ответы: 1. Кай. 2. Свинопас. 3.Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. Русалочка. 7. Лебеди.
8. Огниво
7 тур Конкурс музыкальный.
Ребятам даётся прослушать отрывок из сказки, нужно угадать название сказки и коротко рассказать, что будет с главными героями.
Подведение итогов урока, вручение грамоты Лучшему знатоку сказок Андерсена.
1.Кто носил богатую очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый (крот из сказки "Дюймовочка")
2.Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (солдат из сказки "Огниво")
3.Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина. (Принцесса из сказки "Принцесса на горошине")
4. «В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона» (Эльф из сказки «Дюймовочка»)
5. «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!» (Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди»
6.«Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть его» («Оле-Лукойе»)
7. «Увидав это, злая королева натерла девочку соком грецкого ореха, так что она стала совсем коричневой, вымазала ей личико вонючей мазью и спутала ее чудные волосы. Теперь нельзя было и узнать хорошенькую .» (Эльза из сказки «Дикие лебеди»)
Урок внеклассного чтения
в 5 классеБелый мрамор"По страницам
сказок Андерсена"15