Родительское собрание «Правильный выбор профессии»


Родительское собрание
«Правильный выбор профессии»
Цель: оказать помощь родителям в выборе будущей профессии старшеклассника.
Задачи: ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений старшеклассников в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии
Форма проведения: беседа, консультация.
Ход собрания:
1.Открытие собрания. Выступление классного руководителя
2. Анализ диагностических материалов, которые были подготовлены на основе опроса уч-ся.
3. Вопросы родителей. 4.Выступлениепедагога- психолога с рекомендациями и советами по выбору профессии. 5.Родителям можно предложить памятку «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии» Предварительная подготовка: Анкетирование учащихся.
Беседа классного руководителя.
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Эти слова Владимира Маяковского как никогда актуальны сейчас, когда наши дети стоят на пороге окончания школы и перед ними стоит нелёгкий выбор: кем быть? Какую профессию выбрать?
Выбор профессии – задача не из легких Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
   Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.
   Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину: одни профессии появляются, другие исчезают. Мы провели небольшое исследование в классе. По данным исследования в нашем классе, ребята могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 30% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен,  20% – по совету родителей и учителей, 10% - под влиянием средств массовой информации. Еще 20% руководствуются малозначительными факторами, хорошая зарплата, по профессии родителей, и только 20% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
   Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
   Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
   Итак, вам вместе с детьми предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих, нужна людям и обществу.
Специальность – это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного им труда необходимые средства существования и развития.
   Профессия – официально указанное занятие, это группа родственных специальностей.
   Специальностей – тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация.  По признакам предмета, целей, средств и условий труда выделяются пять типов профессий: «человек – природа», «человек – художественный образ» ,«человек – техника», «человек – человек», «человек – знак».    Выбор профессии – это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигните цели.
   В выборе ваших детей   должны  соединяться три «начала»:
Я - надо, Я - хочу, Я - могу,.
   Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 11 класса В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
социальный заказ, положение на рынке труда;
уровень материального обеспечения семьи;
возможности получения помощи в обучении;
условия оплаты труда в данной сфере;
местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую ваш ребенок хочет, определить ее тип, класс, отдел «я - хочу».
И третья часть выбора – учесть свои возможности «Я - могу»:
интересы, склонности;
успехи в учебе и потенциальные способности;
свои сильные и слабые стороны;
состояние здоровья.
Итак, сознательный выбор профессии основывается:
на знаниях о мире профессий;
на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
на изучении своих интересов;
на изучении своих способностей;
на знании своих сильных и слабых качеств;
на состоянии своего здоровья;
на учете ситуации, на рынке труда;
на учете материальных условий семьи.
        
   Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.
   Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
   Хочется предостеречь вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка.  Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.
Наиболее частые ошибки профессионального выбора: 1.ориентация на престижность профессии; 2.ориентация исключительно на высокую заработную плату; 3.ориентация исключительно на комфортные условия труда; 4.снижение до минимума трудностей обучения; 5.следовательно, только указания родителей; 6.учеба за компанию, вместе с друзьями. В 10 классе было проведено несколько классных часов посвященных профессиональной ориентации старшеклассников. А в итоге мы провели анкету на выявление и оценку профессиональной направленности старшеклассников. Цель была следующая: выявить и оценить профессиональную направленность, профессиональные интересы и профессиональные намерения десятиклассников, а так же оказать помощь детям в их подготовке к сознательному профессиональному самоопределению. Ребятам предлагался бланк для ответов, зачитывалась инструкция, и давалось время на выполнение задания. На вопросы отвечали 20 человек. С результатами вас познакомит педагог- психолог. (психолог знакомит с результатами, дает советы)
Заключительное слово. Уважаемые родители! Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: совет ребенку; приобретение необходимых справочников; сбор информации об учебных заведениях. Желаю вашим детям сделать правильный выбор и в конце учебного года выбрать те экзамены, которые нужны будут при поступлении в учебные заведения. Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им советом, без упреков и натиска
Анкета ( для уч-ся) 1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости) 2. Назовите преимущества вашей будущей профессии. 3. Назовите минусы вашей будущей профессии. 4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии. 5. Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести любимую профессию. 6. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии: А) родители Б) книги и фильмы В) родственники Г) жизненные обстоятельства Д) учителя И) встречи с интересными людьми К) друзья Л) способности М) знакомые Н) самостоятельный выбор
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
«Профессиональный маршрут вашего ребенка»
Уважаемые родители! Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем:
- совет ребенку;
- приобретение необходимых справочников;
- сбор информации об учебных заведениях.
План ваших действий:
Совет родителей, куда пойти после 11 класса:
- основной вариант;
- запасной вариант.
2. Приобретение в книжном магазине справочники.
3.Изучите их внимательно вместе со своим ребенком. 4. Соберите информацию о профессиональных учебных заведениях:
- какие профессиональные направления существуют в учебном заведении;
- какие экзамены надо сдавать,  какие оценки желательно при этом получить;
- узнать информацию о подготовительных курсах, их стоимости, начале занятий;
- насколько курсы повышают шанс поступления;
- как трудоустраиваются выпускники, если вашего ребенка не интересует высшее образование;
- есть ли платные формы обучения, какова их стоимость, условия поступления – экзамены или только собеседование;
- когда происходит сдача экзаменов, во сколько потоков, то есть будет ли у вашего ребенка возможность сдать экзамены еще куда-то, если в этом колледже, институте он недоберет баллы.
 Всю полученную информацию необходимо обсудить с ребенком. Обращаем ваше внимание, что многие профессии можно получить в нескольких учебных заведениях, и поэтому для того, чтобы принять окончательное решение, необходимо посетить их все. Время пролетит быстро
Откладывать эту работу нельзя!